На главную

 

«Дух же целомудрия даруй мне, рабу Твоему!»
(Из великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина)

В великопостной молитве преподобного Ефрема Сирина, во второй ее части, мы читаем: «...Дух же целомудрия... даруй ми рабу Твоему!» ... Понятие «целомудрия» имеет огромное значение для православного христианина и 1) в области богословия, и 2) в области социальной, в учении о Церкви (экклезиология), и 3) в области мировоззрения, и, наконец, 4) в учении о человеке.

1) Церковь учит о Боге троичном в лицах, но Едином по существу. Каждое Лицо Пресвятой Троицы имеет свое особое свойство: Отец рождает Сына и изводит Святого Духа. Сын рождается от Отца. Дух Святой от Отца исходит. Однако, несмотря на ипостасное различие, все Лица Святой Троицы соединены внутренним, глубочайшим, существенным единством, составляют одно неразрывное, нераздельное, животворящее ЦЕЛОЕ. Мы целомудренно именуем Пресвятую Троицу в единственном, а не во множественном числе.

2) Вторая область, где мы должны быть целомудренными – это область учения о Церкви, то есть православное учение о Соборности.
Соборность Церкви имеет своим основанием «соборность» Лиц Святой Троицы: Как Отец любит Сына и составляет с Ним и Святым Духом трииспостасное единство, так и единство Церкви мыслимо лишь как любовь всех к одному и одного ко всем. Хотя Церковь иерархична, но иерархичность эта основана не на власти в обычном правовом смысле этого слова, а на силе одаренности различными дарами, на особом качестве разных служений. Христос сказал Своим ученикам: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20: 25–26). Власть апостольская и священническая не нарушает свободы, не насилует членов Церкви, как это есть в государстве и в обществах мирских. Власть в Церкви есть святость, духовная сила, любовь, милосердие, жертва, сострадание, правда, творчество, свобода...

Православное целомудрие совсем не допускает католического учения о власти Петра над другими апостолами и власти римского папы над Церковью. Свою силу, свое апостольское значение каждый из апостолов получает от Христа в связи со всеми другими апостолами, в ЦЕЛОМ апостольском СОБОРЕ, а не сепаратно. Церковная иерархия и священство и учительство, по православному учению, исходит из Церкви, из ЕДИНСТВА всех во Христе. Священству, как иерархическому институту, предшествует всеобщее священство всех христиан. Царственное священство народа Божия (1Петр. 2: 9) принадлежит всей Церкви как телу Христову. Вся Церковь есть «полнота», и из этой полноты выделяется, как особое служение, особая функция (а не власть) служение иерархическое. Но прежде Церковь в ее ЦЕЛОМ, а затем иерархия, а не наоборот. Таково целомудрие православного учения о Церкви. К этому нужно добавить, что Церковь не только едина в своей соборности, но также, что она есть только ОДНА.

Есть лишь одно мистическое тело Христово, лишь одна Невеста у Агнца. В наш век экуменического движения, когда идут разговоры о единении христианского мира, можно говорить об этом лишь исходя из того факта, что созданная Христом Церковь была ОДНОЙ. Разные христианские исповедания могут соединиться только в том случае, если исходить из веры в уже существующее единство Христовой Церкви.

Третий пункт, о котором я хочу сказать, — это целомудрие христианского мировоззрения. Это целомудрие заключается во взгляде на мир, на космос как на целостное, целокупное творение Божие. Бог во всем и все в Боге. Поэтому изучение мира и его истории, изучение наук о его законах, о его структуре, изучение наук о животных, о народах, населяющих мир, о звездах и об атомах... все это входит в целомудрие христианского мировоззрения.
Нецеломудренно было бы забывать слова ап. Павла о том, что Бог хочет, чтобы все люди без исключения спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2: 4). То есть Бог хочет, чтобы спаслось все целокупное человечество, все человечество в его целом. Нецеломудренно было бы игнорировать или перетолковывать слова апостола, который говорил в послании к Римлянам, что, если все из Бога, и все держится Богом, то все и придет к Богу (Рим. 11: 36) и Бог будет «всячески во всех» (1Кор. 15: 28). Ап. Павел целомудренно учил о конечном восстановлении всех в Боге.
И, наконец, в-четвертых, целомудрие христианина заключается в верном, целостном взгляде на человека. Человек состоит из духа, души и тела, и перед ним лежит задача гармоничного, солидарного развития и преображения всех трех его частей. Для христианского целомудрия неприемлема языческая или материалистическая однобокая заинтересованность плотью и угождение ей. Чуждо для христианства и чрезмерно-аскетическое, буддийское пренебрежение к телу. Тело есть храм живущего в нем Духа Святого. И «тело-мудрие» есть того же корня, что и «цело- мудрие».

Уравновешенность и собранность всех функций человеческого естества – вот в чем цель его мудрости, цель так называемого «целомудрия». Идеальная норма человеческого бытия – то есть семья («малая церковь») – есть целостный организм, неделимый социальный атом, живущий по закону любви, то есть по закону единства Лиц Святой Троицы. Поэтому нецеломудренное отношение к малой церкви, т. е. к семье, есть разрушение ее единства, ее целостности.

«Господи и Владыко Живота моего... дух же целомудрия... даруй ми рабу Твоему!»

протоиерей Виктор Потапов

 


 

 
Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2018
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com