Иеромонах СЕРАФИМ (Роуз)

Архиепископ Аверкий и его значение для
Вселенской Православной Церкви
 

«Увы! Его златые уста заграждены»

Слишком часто мы, православные христиане, привыкли «пренебрегать» великими людьми среди нас, привыкли их недооценивать пока они нас не покидают. И даже тогда не даем им правильную оценку и допускаем, чтобы их значение и наследие предавалось забвению.

Архиепископ Аверкий был одним из последних духовных гигантов православия в ХХ веке — не только гигантом Русской Православной Церкви заграницей, даже и не русского православия, но всей Православной Церкви ХХ столетия.

Родился Александр Павлович Таушев 19 октября (по православному календарю, по гражданскому — 1 ноября) 1906 в г. Казани в благородной семье. Его отец, государственный служащий, по долгу службы часто разъезжал по России, и это позволило юному Александру познакомиться с сердцем Святой Руси — ее монастырями и святынями. И хотя Александр рано покинул Родину, память об этих святых местах сопутствовала ему всю его последующую жизнь. Еще в нежном возрасте Александра привлекали книги духовного содержания, такие как «Невидимая брань» и уже с 7 или 8 лет он почувствовал отчуждение от обыкновенной мiрской жизни и подсознательное тяготение к монашеству.

Во время гражданской войны, с тяжестью на душе, семья Таушевых покинула Родину. Семья поселилась в болгарском городе Варне, в котором Александр продолжал свою учебу до 1926 года. В эти годы, самое сильное религиозное влияние на него оказывали местный храм и ее настоятель, отец Иоанн Слунин.

Тогда, в 1925 году, в Варну приехал епископ, который определил направление жизни Александра. Это был архиепископ Феофан Полтавский — строгий монах, молитвенник и богослов в истинно святоотеческой традиции. После встречи с Владыкой Феофаном, у молодого студента появилось решительное стремление к монашеству. С благословения архиепископа Феофана Александр поступил на Богословский факультет Софийского Державного университета, который он блестяще закончил в 1930 году, а затем поехал на Карпатскую Русь с намерением принять монашество и служить Русской Церкви. В 1931 Александр там принял постриг, через год был рукоположен в иеромонахи и начал обслуживать местные приходы и помогать настоятелю Свято-Николаевского монастыря близ села Изы. Вскоре он также получил обязанность редактора епархиального издания и преподавателя катехизиса в средних школах.

Когда Карпатскую Русь оккупировали мадьяры в 1940 году, отец Аверкий отправился в Белград и там состоял на службе при Первосвятителе Русской Зарубежной Церкви митрополите Анастасии (Грибановском). Он преподавал пастырское богословие и гомилетику на Миссионерско-пастырских курсах и вел курс лекций для мiрян о духовной жизни.

Когда Архиерейский Синод был перемещен в Мюнхен в 1945 году, отец Аверкий переехал вместе с ним и продолжал заниматься законоучительством. В 1950 году Синод назначил о. Аверкия на должность председателя Миссионерско-просветительного комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 году архимандрит Аверкий прибыл в Америку и вскоре был приглашен в новоорганизованную Свято-Троицкую духовную семинарию для преподавания Нового Завета, литургики и гомилетики. В 1952 он был утвержден в должности ректора Свято-Троицкой семинарии, в 1953 назначен правящим архиереем Сиракузско-Троицкой епархии, а в 1960, после кончины архиепископа Виталия, стал настоятелем Свято-Троицкой обители. Совмещая эти три должности, Владыка Аверкий до своей смерти продолжал дело просвещения православных верующих, как будущих пастырей в семинарии (за эти годы из окончивших семинарию около 100 человек приняло священство), так и всех людей, читающих монастырские издания, содержание которых отличалось своим благочестием и строгим богословием. Проповеди Владыки Аверкия печатались в издаваемом в монастыре журнале «Православная Русь». В число написанных им книг входят учебники по Гомилетике и толкования Священного Писания (в 2 томах), его «Слова и речи» и жизнеописание и письма его излюбленного аввы — архиепископа Феофана.

Все письменные труды архиепископа Аверкия имеют одно свойство — любовь к Божией истине, праведная ревность в выражение этой любви и тревожный призыв всем этому следовать.

Обильный поток, с которым его златые уста изливали сладкий мед чистого учения Православия, особенно в последние годы его жизни, в какой-то мере скрывало от нас редкость и даже уникальность его учения в наши лукавые дни. Мы настолько привыкли к его огненным и смелым словам, что не заметили, что он едва ли не единственный иерарх из всех Православных Церквей, с такой смелостью и с такой стойкостью защищающий православие.

В ранние века у Церкви было много святых отцов, пишущих в защиту православия или против многочисленных ересей, которые, по одиночке или все вместе, нападали на Церковь. Но в наши дни, когда православные христиане теряют «вкус» православия и почти все Поместные Церкви поддаются апостасии нашего времени, его голос был почти единственным, который, несмотря на его телесные немощи, постоянно продолжал говорить правду с такой силой и смелостью. Действительно, в век, когда наша вера все более холодеет, он явился выразителем и защитником православия.

Его взгляд на современный мiр, будучи вдохновленным Священным Писанием и святыми отцами Церкви, всегда был трезв и точен. Архиепископ Аверкий учил, что мы живем в век апостасии — отступничества от истинного христианства, когда «тайна беззакония» входит в последнюю стадию подготовки к пришествию «человека греха» — Антихриста (II Сол. 2, 3). Он особенно ярко проследил развитие апостасии со времен раскола Римской Церкви (1054), через эру гуманизма, возрождения и реформации, Французской революции, материализма и коммунизма XIX века завершившейся Российской революцией 1917 года. Эта революция сняла последнюю преграду к тайне беззакония и пришествию Антихриста.

В такой век, пишет он: «быть истинным православным христианином, готовым до смерти соблюсти свою верность Христу-Спасителю, в наши дни много труднее, чем в первые века христианства». Бывая порой явным и открытым, как, например, в коммунистических странах, гонение на христианство в наши дни внешне тщательно прикрывается. «Под прикрытием этой обманчивой, многих вводящей в заблуждение, благовидной внешности, в действительности повсюду идет теперь сильнейшее скрытое гонение на христианство... Это гонение гораздо опаснее и страшнее прежнего открытого гонения, ибо оно грозит полным опустошением душ — духовной смертью». Владыка Аверкий часто цитирует слова святителя Феофана Затворника о последних временах: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это — только видимость, внутри же отступление истинное».

Касательно исполнения этих слов в наши дни, архиепископ Аверкий пишет: «Христианский мiр представляет собою ныне жуткую, безотрадную картину глубочайшего религиозно-нравственного падения». Прельщение мiрским комфортом и благополучием отдаляет души людей от Бога. «Слуги Антихриста более всего стараются о том, чтобы совершенно вытеснить Бога из жизни людей, дабы люди, довольные своим материальным благополучием, не чувствовали никакой потребности обращаться к Богу в молитве, не вспоминали Бога, а ежели так, как будто Его вовсе нет. Поэтому весь уклад нынешней жизни в так называемых “свободных” странах, где нет открытого кровавого гонения на веру, где признается за каждым право веровать так, “как он хочет” представляет собою еще большую опасность для души христианина, ибо приковывает его всецело к земле, заставляя забывать о небе. Вся современная “культура”, направленная на чисто-земные достижения, и связанный с нею бешеный водоворот жизни, держат человека в постоянной суете и рассеянности, при коих нет для него возможности хоть сколько-нибудь углубиться в свою душу, и духовная жизнь в нем постепенно замирает.» Вся современная жизнь на общественном уровне является подготовкой к пришествию Антихриста: «Все, что происходит теперь на верхах религиозной, государственной и общественной жизни людей, с тех пор, как повержена во прах наша Православная Россия, и есть не что иное, как напряженная работа по подготовке слугами грядущего Антихриста его будущего царства». И в этой работе одинаково принимают участие как те, кто отреклись от Христа, так и те, кто носит имя «христиан».

После того, как архиепископ Аверкий изображает мрачную картину настоящего и будущего, он призывает православных христиан к борьбе против духа мiра сего во зле лежащего. «Все желающие сохранить верность Христу-Спасителю, особенно должны беречь себя от всякого увлечения земными благами, от обольщения ими. Крайне опасно поддаваться всяким стремлениям сделать себе карьеру, создать славное имя, приобрести власть и влияние в обществе, стяжать богатства, окружить себя роскошью и комфортом».

Для желающих бороться за сохранение своей веры архиепископ Аверкий предлагает трезвый и воодушевляющий путь исповедничества: «Сейчас время исповедничества — твердого стояния, если понадобиться даже до смерти, за свою Православную веру, подвергающуюся всюду явным и тайнам нападкам, притеснениям и угнетениям со стороны слуг грядущего Антихриста. Мы должны быть истинными христианами, не поддаваясь духу времени и делая Церковь центром нашей жизни. Воздавая благодарность Господу Богу за существование нашей Русской Православной Церкви заграницей, не запятнавшей себя подчинением темным антихристовым силам, действующим в современном мiре, мы должны быть верными и преданными чадами ея, должны быть, вместе с тем, и миссионерами ея, борцами за истинную веру Христову, как среди окружающей их иноверной среды, так и среди отпавших или отпадающих от нее». Мы должны вести сознательную молитвенную жизнь, получать питание от чтения Священного Писания и творений свв. Отцов и черпать силы в таинстве покаяния и причащения.

Несмотря на обманчивые обещания модерного «прогресса», путь, который предстоит нам пройти — путь страдания: «Господь ясно сказал, что не “прогресс” нас ожидает, а все большие и большие скорби и бедствия, вследствие “умножения беззакония” и “оскудения любви”, и что, когда Он придет, то едва ли найдет веру на земле (Лк. 18, 8)».

Сила истинных христиан в предстоящие страшные времена в постоянном ожидании Второго Пришествия Христова: «Дух постоянного ожидания Второго Пришествия Христова это есть дух первохристианства, молитвенно взывавшего ко Господу: “Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Апок. 22, 20). А противоположный сему дух есть несомненно дух Антихриста, старающийся всячески отвлечь христиан от мысли о Втором Пришествии Христовом и последующем затем воздаянии. Поддающиеся сему духу подвергаются опасности не узнать Антихриста, когда он придет, и попасть в его сети. Именно это и есть самое страшное в современном мiре, исполненном всевозможных обольщений и соблазнов. Слуги Антихриста, как предупредил нас Господь, будут стараться прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Мысль об этом, однако, не должна нас угнетать и подавлять, а наоборот — восклонитеся, говорит об этом Сам Господь: и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28)».

Архиепископ Аверкий умел внять не только нашим любопытствующим умам, но, главное, нашим верующим сердцам. Он был православным ученым в непрерывной традиции святоотеческой мысли, которая дошла до нас от древних Отцов до наших дней, и которую он впитал больше всего от своих учителей — Феофана XIX века (Затворника, †1894) и Феофана ХХ века (Полтавского, †1940). Он был безупречным учителем православной нравственной и духовной жизни, и, одновременно, непревзойденным богословом и святоотеческим наставником для нас.

В наши жалкие времена немного осталось святых. Но даже если мы не видим среди нас таких стойких и праведных как он, его учение остается с нами и может быть руководящим лучом в все более темные наступающие дни, которые он предвидел — дни, когда Церкви может быть придется убежать в пустыню, как Женщина в книге Откровения (глава 12) — Церкви последних времен.

©“Русский пастырь" номер 30/1998. Эта статья - предисловие к переводу иеромонаха Серафима работы архиепископа Аверкия по толкованию книги Апокалипсиса. Все цитаты из слов архиепископа Аверкия взяты из книги “Истинное Православие и современный мiр”. Перевод статьи М. Макриша.

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]