На главную



Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим (+ 1987 г.)

"В эти светлые дни хорошо больше думать о нашем Спасителе, больше узнавать о Нем"

Архиепископ Серафим (+ 1987 г.)Сегодня - среда Преполовения, т.е. половина празднования Пасхи, продолжающегося 40 дней до праздника Вознесения Господня.

Пасхальный свет долго светит христианам, желающим им освещаться и освящаться. В эти светлые дни хорошо больше думать о нашем Спасителе, больше узнавать о Нем. Конечно, все главное о Господе нашем Иисусе Христе сказано во святом Евангелии и в апостольских посланиях. Почти все мы эту святую книгу имеем, но большинство из нас редко в эту книгу заглядывает. Не правда ли? Читали, мол. Все там написанное нам давно известно. Это, конечно, неверное утверждение, ибо духовные люди опытно уверились, что, чем больше читать сию великую книгу жизни, тем больше таин Божиих нам в ней открывается.

Однако, эта книга вмещает только часть того, что делал и говорил Спаситель во время своей земной жизни. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов в конце своего Евангелия, говоря: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг".

И вот, любители Слова Божия неоднократно тщательно собирали из всех доступных им источников незаписанные в Священном Писании дела и изречения Христа Спасителя. Такие сборники именуются "Аграфа", что значит в переводе с греческого "незаписанное". Недавно мне попался в руки один из таких сборников, составленный уже в наше время и изданный в Польше на русском языке в 1938 г. Сборник чрезвычайно интересен, и мне захотелось поделиться хоть малой частью его сокровищ духовных.

Прежде всего необходимо сказать, что в подлинности этих незаписанных в Свящ. Писании изречений Христа сомневаться не приходится. Они взяты не из апокрифов, т.е. не признанных Церковью сказаний о Христе Иисусе, а из сохраненных Священным Преданием писаний святых отцов первых веков христианства.

Немало слов Христовых, не имеющихся в Евангелиях, мы можем найти в Деяниях святых апостолов, написанных святым евангелистом Лукой, и в посланиях святого апостола Павла. Например: "Блаженнее давать, нежели получать". Этот почти всем известный текст находится в Деяниях, гл. 20, ст. 35.

Слова Христовы, тоже почти всем известные: "Солнце да ней зайдет во гневе твоем", находится не в Евангелии, а в послании святого апостола Павла к Ефесянам, гл. 4, ст. 26. Таких изречений много, но о них я больше говорить не стану, отсылая интересующихся ко всем доступной книге Нового Завета.

Вам же хочу привести теперь несколько замечательных изречений, подлинность которых свидетельствуется мужами апостольскими. Многие из вас нередко слышат и в храмах на проповедях, и в частных разговорах на духовные темы слова Христовы: "В чем застану, в том и сужду". Их нет в Новом Завете. Но Церковь считает их подлинными словами Христовыми. Их сохранил для христианства великий муж апостольский святой Иустин Философ в свое диалоге с Трифоном.

А вот замечательный отрывок об явлении Христа своему брату Иакову, сохраненный для нас блаженным Иеронимом, знаменитым переводчиком Священного Писания с греческого на латинский язык. Этот перевод называется "Вульгата".

В Новом Завете святой апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам, в 15-ой главе, 7-ом стихе говорит предельно кратко: "Потом явился Иакову, также всем апостолам".

А вот как о сем повествует блаженный Иероним на основании найденных им древних записей: "ГосподьЙ пошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, как он пил чашу Господа, пока не увидит Его восставшим из мертвыхЙ Сказал Господь: "Принесите стол и хлеб". Взял хлеб, и благословил, и преломил, и дал Иакову Праведному и сказал ему: "Брат мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих".

Не правда ли, какое замечательное дополнение к словам апостола Павла?

Знаменательные слова Христовы приводит святой апостол Варнава из 70 в своем послании, считающемся Церковью вполне авторитетным:

"Желающие узреть Меня и обрести Царство Мое должны достичь Меня через скорбь и страдание".

А Климент Александрийский, равно и Ориген, приводят, как подлинную, следующую заповедь Христову: "Просите великого, и малое приложится вам; просите небесного, и земное приложится вам".

Это, конечно, перефразировка знаменитого евангельского: "Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам" (Матф. 6, 33), но какая интересная перефразировка!

В открытых в 1897 г. в Египте "Логиях Иисуса", считающихся богословской наукой "Праевангелием", находятся такие утешительные слова Спасителя:

"Где кто один (одинок), там Я с ним есть". Это замечательное изречение сохранил нам в своих писаниях и знаменитый преподобный Ефрем Сирин.

Вот интересное добавление к повествованию о богатом юноше, имеющемся у евангелистов Матфея, Марка и Луки:

"Услышав слово Христово о продаже имения и раздаче денег нищим, начал богатый юноша чесать голову, и не понравилось это ему. И сказал ему Господь: "Как ты говоришь - я соблюл закон и пророков, ибо написано в законе: "Люби ближнего твоего, как самого себя", а вот, многие из братьев твоих, детей Авраама, покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не достается". И, обратившись, сказал Симону, ученику Своему, сидящему около Него: "Симон, сын Ионин, легче верблюду войти сквозь игольные уши, чем богатому в Царство Небесное".

Эта аграфа взята из древнейшего апокрифического Евангелия Евреев, часть текстов которого, в том числе и вышеприведенный, многими святыми отцами считаются подлинными словами Иисуса Христа. В данном случае, ясность, непосредственность и сила повествования говорят красноречиво сами за себя.

А вот, оттуда же еще одна интересная аграфа:

Говорят Господь: будьте, как овцы среди волков (Матф. 10, 10)Й, "Петр же, прерывая, говорит Ему: Ну, а если волки разорвут овец? Сказал Иисус Петру: не убоятся овцы волков (ничего не могущих сделать сверх умерщвления их); и вы не бойтесь убивающих вас и ничего другого не могущих вам сделать, а бойтесь имеющего власть над душой и телом и по убиении вашем ввергнуть вас в геенну огненную".

Неправда ли, какой интересный вариант известных евангельских слов Христовых об овцах и волках?

А вот какие слова Христовы записаны в "Учении святых Апостолов", памятнике первого века:

"Горе имеющим и лицемерно (еще) берущим или могущим самим себе помочь и желающим брать у других; ибо каждый даст ответ Господу Богу в день суда".

Да, каждый даст ответ Господу в день суда, особенно имущие и лицемерно еще берущие и других!

Об этом полезно бы было очень подумать богатым американским политикам, бросающим большие деньги, чтобы добиться власти, вместо того, чтобы употреблять свое богатство на богоугодные дела. Но касается сие и каждого, накопляющего имение для себя, тратящего на это большую часть своего времени, а о богоугодных делах почти не помышляющего.

Закончим нашу беседу еще одной аграфой, которую приводит святитель Климент, четвертый епископ Римский (91-100 гг.):

"Даже если бы вы были собраны со Мною на лоне Моем, а заповедей Моих не исполнили, то Я отвергну вас и скажу вам: Отойдите от Меня, Я не знаю вас, откуда вы, делатели беззакония!"

Над этими грозными словами Христовыми всем нам следует хорошо задуматься и проверить при помощи нашей совести - не относятся ли они ко многим из нас?

Из сборника "И свет во тьме светит", Чикаго, 1972 г.