На главную


Епископ Кливлендский Петр (Лукьянов)

"Таковы наши Первоиерархи, такова наша Русская Зарубежная Церковь".

Епископ Кливлендский Петр (Лукьянов)От редакции: По случаю 40-ой годовщины со дня преставления Блаженнейшего Митрополита Анастасия, предлагаем вниманию наших читателей слово, сказанное игуменом Петром (Лукьяновым) в монастырском соборе Свято-Троицкой обители в Джорданвилле в 30-ю годовщину его кончины 9/22 мая 1995 г., в бытность его инспектором Свято-Троицкой Духовной Семинарии.

Христос Воскресе!

В истории Церкви есть такие явления, которые не теряют своего значения, даже тогда, когда сами эти явления перестают существовать. К таким явлениям можно отнести, например, Византию, с ее славной мировой столицей - Константинополем, которую справедливо славянские народы называли Царьградом.

Византия давно прекратила свое существование, а сам царственный град великого Константина вот уже больше 500 лет, как находится под игом турок. Но, несмотря на это, как много православному и, в частности, русскому сердцу говорят одни названия - Византия, Константинополь; Византия - это Вселенские Соборы с их поборниками святого Православия, память одного из которых - святителя Николая - мы сегодня празднуем; Константинополь - это храм Святой Софии, Премудрости Божией. Как много говорят одни имена: Константин Великий, царица Елена, святитель Иоанн Златоуст, патриарх Фотий и др.; как много значит для нас, русских, что мудрейшая из наших жен - княгиня Ольга - крестилась в Константинополе.

Все это потому, что Византия не просто была государством, а Константинополь не просто был городом. И Византия, и Константинополь представляли и продолжают представлять из себя идею; они были, продолжают быть, символами расцвета и величия христианского.

В последнее время приходится все чаще слышать критику и нарекания на нашу Русскую Зарубежную Церковь, но мы этим не смущаемся. Не смущаемся потому, что Русская Зарубежная Церковь - это не просто какая-то группировка русских эмигрантов. Русская Зарубежная Церковь - это, во-первых, - Церковь; Русская Зарубежная Церковь - это определенная идеология; Русская Зарубежная Церковь - это символ. И эта идея, этот символ, уже вошли в историю Церкви.

Но как не отделимы от Византии славные имена Константина Великого, святителя Иоанна Златоуста и многих других, так не отделимы от Русской Зарубежной Церкви имена ее славных основателей и первоиерархов: Блаженнейших митрополитов Антония и Анастасия.

Сегодня исполняется тридцать лет со дня кончины митрополита Анастасия.

Апостол Павел пишет: поминайте наставников ваших. Следуя зову великого апостола, и мы сегодня молитвенно и с благодарностью к Богу вспоминаем почившего святителя.

Александр Грибановский, будущий митрополит Анастасий, родился в 1873 г. в праздник Преображения Господня в Тамбовской губернии, в семье скромного сельского священника отца Алексея и матушки Анны. Скромным владыка Анастасий остался на всю жизнь. Он наш, можно сказать, современник, но мы мало знаем об его детстве. Знаем, что он учился в тамбовских духовных школах и окончил Московскую Духовную Академию, где он был воспитанником митрополита Антония.

В 1898 г. архиепископ Тамбовский Александр постригает Александра Грибановского в иночество с именем Анастасия, в честь преподобного Анастасия Синаита, а через три дня, в день памяти великомученика Георгия, рукополагает его во иеродиакона. С этого дня начинается священнослужение владыки Анастасия, которое продолжается целых 67 лет, из коих 59 были в епископском сане.

Архиерейская хиротония Владыки состоялась в 1906 г., на праздник апостолов Петра и Павла, в московском Успенском соборе (Я припоминаю, как во дни, когда отмечали 50-летие архиерейского служения митрополита Анастасия, а он в это время находился в Калифорнии, владыка за одной трапезой рассказывал о своей хиротонии. Вспоминал он Москву, вспоминал, как для его матери в Успенском соборе было отведено особое место).

Будучи викарным епископом у новосвященномученика митрополита Владимира, владыка Анастасий тогда уже приобретает известность красноречивого проповедника. На торжествах прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского, ему, еще сравнительно молодому епископу, поручается произнести слово.

В Москве происходит знакомство и сближение епископа Анастасия с новомученицей великой княгиней Елизаветой Феодоровной. Владыка потом почтит ее память похвальным словом.

Русское лихолетие застает архиепископа Анастасия в Бессарабии, где он, несмотря на давление со стороны поднявших свою голову сепаратистов, остается верным Русской Церкви, за что вынужден оставить Кишинев и уехать в Константинополь. Затем 10-летнее пребывание в Иерусалиме, а после этого - Белград, где владыка, после кончины митрополита Антония, последовавшей в 1936 г., становится его преемником (в сегодняшний день с нами находится отец архимандрит Мефодий из Святой Земли; отца Мефодия во иеродиакона рукополагал владыка Анастасий у самого Живоносного Гроба Господня).

29 лет митрополит Анастасий мудро вел корабль Русской Зарубежной Церкви через страшные бури войны и переселений. Мы считаем за великую честь, что владыка еще при жизни избрал наш монастырь местом своего вечного упокоения и указал, чтобы его похоронили рядом с любимым им владыкой Тихоном (архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским, скончавшимся в 1963 г.). Мы верим, что наш почивший святитель, предстоя перед Престолом Божиим, молится за нас, его зарубежную паству.

Таковы наши первоиерархи, такова наша Русская Зарубежная Церковь. Аминь.

"Православная Русь" 1995 г.