На главную


АРХИЕПИСКОП ЧИКАГСКИЙ И ДЕТРОЙТСКИЙ АЛИПИЙ

«На кресте Господь показал наивысшую меру самоотвержения, кротости и смирения»
(Слово в день Воздвижения Креста Господня)

От редакции: В связи с продолжающимся торжеством Воздвижения Креста Господня и приближающимся празднованием 50-летия священнослужения и 30-летия со дня епископской хиротонии Преосвященнейшего Архиепископа Алипия, редакция предлагает вниманию читателей нижеследующую проповедь Его Преосвященства, произнесенную в 1994 г. Предстоящие юбилейные торжества пройдут в Покровском Кафедральном соборе в г. Чикаго в середине октября с.г. В празднестве примут участие Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, Епископ Кливлендский Петр, духовенство епархии и многочисленные гости, прихожане собора и чада Чикагской и Детройтской епархии. Подробная программа торжеств будет размещена в ближайшие дни.

14/27-го сентября мы совершаем праздник – Воздвижение Креста Господня. Вынося крест для поклонения и почитания, мы вместе также почитаем и страдания Христовы, которые Он претерпел ради спасения рода человеческого. Крест поэтому является знамением и символом Христианства. В кондаке этого праздника крест называется «оружием мира» и «непобедимой победой».

«Оружием мира» крест называется потому, что Христос убил вражду на нем (Ефес. 2, 16), которая была внесена грехопадением человека, и эта вражда возрастала по мере умножения греха. Чтобы умирить умножение греха дан был закон, но он, по слову апостола Павла не мог упразднить грех, а только показал слабость человека, испорченного грехом. Жертвы и всесожжения также не могли примирить человека с Богом, так как кровь тельцов и козлов не могла искупить грех. Ветхозаветные жертвы были только прообразом великой Жертвы Христовой. Пострадав на кресте, Господь примирил человека с Богом, «истребив еже на нас рукописание ученьми» (Кол. 2, 14, а также час 6-й).

Крест также является выражением «непобедимой победы» Христовой. Каким образом досталась эта победа? Крестная смерть является наивысшей точкой истощания и унижения Господня, и в этом была Его главная победа, которой была сокрушена гордыня диавола. Основанием греха является гордость. Возгордившись, диавол восстал против Бога, и гордостью же соблазнил человека: «Будете яко бози, знающе доброе и злое». Основанием добродетели – является смирение, которое вконец упраздняет гордость, как отрицательную противоположность, подобно свету, упраздняющему тьму, а потому диавол больше всего боится его.

В житии преподобного Макария Египетского повествуется, как однажды диавол встретив преподобного Макария, хотел ударить его серпом и не мог. Тогда он сказал: «Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я, что делаешь ты, делаю. Ты постишься, ничего вовсе не ем и я; ты бодруствуешь, и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня». – «Что это такое?», – спросил его преподобный. – «Смирение твое», – отвечал диавол, – «вот почему я не могу бороться с тобой».

Не кресте Господь показал наивысшую меру самоотвержения, кротости и смирения: страдая. Он молилися за распинавших.

Воздвигая крест Господень, мы вспоминаем также и страдания Его. Эти страдания были тем более ужасны, что Христос пострадал за все грехи рода человеческого. Поэтому крест является еще и наивысшим выражением любви Бога к человеку: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Единороднаго дал есть». Но крест может быть выражением также и ответной любви человека к Богу. Таковую любовь показал нам апостол Павел, как он сам об этом сказал: «Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распятся и аз миру» (Гал. 6, 14). Эта ответная любовь выражается в крестоношении.

Крестоношение может быть внутренним и внешним. Внутреннее крестоношение выражается в нашей борьбе со страстями и похотями. Эта борьба не легкая, так как страсти и похоти, кроме своего основания в душевной и телесной порче, возбуждаются еще и диаволом, а потому наша борьба скорее не с плотью и кровью, по апостолу Павлу, «но к духовом злобы поднебесным» (Ефес. 6, 12). Эффективным оружием в этой борьбе являются пост и молитва.

Внешнее крестоношение – это страдания и скорби, приходящие к нам со стороны. Большей частью такие страдания бывают невольные, но когда претерпеваются без ропота, доставляют большую духовную пользу. Страдания вольные – это те, которые принимаются за веру во Христа. Это страдания мученические, они подобны Христовым, а потому мученики и имеют особое пред Господом дерзновение, и Святая Церковь часто от лица молящихся обращается к ним за молитвенным ходатайством.

Кланяясь кресту, мы сразу же вспоминаем Воскресение Христово, показывая этим, что Воскресение Христово является результатом победы над злом, конкретным выражением которого и являются: грех, диавол и смерть. И эта победа совершилась на кресте через унижение и страдание.

Преклоняя колена перед крестом, мы своим смирением выражаем почитание смирения, унижения и страданий Христовых, восставая же – мы символизируем Воскресение Христово.

Итак, будем почитать крест не только поклонением и крестным знамением, которое возлагаем на себя, но и жизнью, подражая в этом апостолу Павлу, чтобы и наше крестоношение было выражением наибольшей ответной любви к Богу. Аминь.