На главную


Протоиерей Андрей Папков

Слово в День Святого Духа

От редакции: По случаю отдания праздника Святой Пятидесятницы предлагаем вниманию посетителей нашего сайта проповедь ключаря Покровского кафедрального собора в г. Чикаго протоиерея Андрея Папкова. 

Вчера мы праздновали день основания Церкви Христовой, тот незабываемый день, когда апостолы Христовы, видимым чудесным образом, получили Божественное огненное рукоположение и с тех пор, от святых апостолов, эта благодатная сила Святого Духа передается, через возложение рук епископов до сегодняшнего дня.

Сегодня же, мы воздаем особую честь третьему Лицу Пресвятой Троицы, Духу Святому, Господу Животворящему иже от Отца Исходящему, Которого со Отцом и Сыном провозвестили и прославили еще ветхозаветные пророки (9 член Никеоцареградского Символа Веры).

В Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета встречаются бесчисленные упоминания о Святом Духе. В самом начале книги Бытия, во втором стихе указано, что «Дух Божий ношашеся верху воды», т.е. носился над творением.

Почему же «носился»? Не имеющее точно соответствующего выражения в славянском языке, слово в еврейском подлиннике означает «покрывать», «согревать», подобно тому, как птица сидя в гнезде покрывает и согревает яйца, из которых выходят живые существа.

Именно Святой Дух является источником и началом всего живого во вселенной, Которым «вся живут и движутся», и как к таковому мы к Нему обращаемся в молитве «Царю Небесный», называя Его «Сокровищем благих и жизни Подателем».

Еще в седой ветхозаветной древности, святой пророк царь Давид взывал: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и ДУХ прав обнови во утробе моей», и далее: «Не отвержи мене от лица Твоего, и ДУХА Твоего Святаго не отыми от мене». Также: «Воздаждь ми радость спасения Твоего и ДУХОМ владычним утверди мя» (Пс. 50). Мы видим, что ветхозаветный пророк всем своим существом тяготел к Божеству и, озаренный пророческим ведением, определил одно из Лиц Пресвятой Троицы, именно, как Духа Святого.

В Новом Завете нам дана заповедь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). На первый взгляд заповедь совершенно неисполнимая и возникает недоумение, как мог всеблагий Спаситель наш, зная всю нашу немощь, возложить такую непосильную ношу на слабого человека. Но будем помнить, что «то, что невозможно у человеков, возможно у Бога».

Обожение человека становится возможным при содействии Святого Духа, Который все освящает в этом мире. Близкий нам по времени, великий российский светильник, преподобный Серафим Саровский учил, что целью жизни всякого христианина является стяжание, т.е. приобретение Святого Духа.

Как же нам Его стяжать? Божественная благодатная сила Святого Духа, спасающая нас, прежде всего дается нам в церковных таинствах. В них содержится все необходимое христианину в деле его спасения.

Но мало, конечно, только формально исполнять обряды. Должна быть активная внутренняя духовная жизнь, должен быть личный духовный подвиг человека, скрытый от людей, но ведомый Богу.

Это путь очищения от своей греховности. Достигается это прежде всего смирением и любовью к Богу и к ближним. Без этого все здание нашего душевного спасения рухнет, т.к. будет стоять не на твердой основе, а на песке.

Видя же усердие и стремление человека к спасению, Святый Дух помогает ему, ибо «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается». Животворную силу Святого Духа мы на себе ощутим не иначе, как очистив душу от грехов таинством покаяния, и дальнейшим пребыванием в этой чистоте.

Когда спросили преподобного Серафима, почему люди грешат, и почему так трудно спастись, он ответил: «решимости нет». Решимость эта была у всех древних святых, была у самого преподобного Серафима, была у нашего зарубежного великого светильника, приснопамятного святителя Иоанна (Максимовича; + 1966 г.). Вот современный пример решимости, достижения святости, в нашем анти-христианском мире.

Да пошлет же и нам Господь эту святую решимость исправиться и больше не грешить, и вместо «гробов повапленных, внешне красивых, а внутри полных мертвых костей и всякой нечистоты», быть вместилищем Святого Духа, украшенным христианскими добродетелями. Это в полной мере возможно только в Святой Православной Церкви, живя полнотой ее благодатной жизни, которая передается нам непрерывно со дня Пятидесятницы. Да поможет же нам в этом Господь.