На главную

 

Слово Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурлы; + 2008 г.) в Неделю по Просвещении.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братие и сестры, мы собрались сегодня здесь, чтобы молитвенно прославить великий праздник Богоявления.
Сегодняшний воскресный день, на церковно-богослужебном языке называется Неделей по Просвещении.
Некоторые, вероятно, из вас знают, что в древности, да и теперь в богослужебных книгах, праздник Богоявления Господня, называется днем Просвещения.

Почему же присвоенно такое наименование, такое название празднику Крещения, празднику Богоявления?

Если мы внимательно следили и следим с вами за песнопениями этих последних дней, то мы должны были обратить внимание, что все эти песнопения говорят нам о явлении Господа нашего Иисуса Христа на Иордане для крещения.

И вот, с этого момента и возсиял свет для сидящих во тьме, для сидящих в тени и сени смертней.

В кондаке праздника поется: — Явился еси днесь вселенней, и свет Твой Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

С явлением Господа на Иopдане для человечества возсияла заря спасения. Господь три с половиной года проповедывал среди людей, приготовляя их к приходу царствия Божия, но люди только дивились чудесам Его, не приняли Его и наконец распяли Его.

Но вот Господь воскрес, и по воскресении Он вознесся на небеса, и послал Духа Святаго на Своих учеников, основал Св. Церковь и преподал ей все дары к животу и благочестию.

Вход в Царствие Небесное открыт, но от нас зависит войти, — и входить можно только через Святую Церковь, через святыя таинства.
Первое св. таинство — святое крещение, через которое мы входим в св. Церковь. Через таинство крещения мы просвещаемся, мы становимся членами Царства Христова.

В первое время христианства, в Навечерие Богоявления, в крещенский Сочельник, совершалось Kpeщение оглашенных, и оно происходило в баптистериях, а для верующих в храме, читались пророчества из Свящ. Писания о крещении Господнем. Эти чтения и теперь читаются в храме в крещенский Сочельник — 13 паремий.

Когда же оканчивалось крещение оглашенных, то их вводили в храм и их встречали пением: — Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся.

И вот, потому, что в навечерие Богоявления просвещались оглашенные светом веры Христовой, — праздник Богоявления и назывался в древности и теперь называется — днем Просвещения.

Да просветит же и нас Господь в эти святые дни светом благодати Своей, и будем почаще обращаться к Господу словами молитвы, которою священнослужитель заканчивает каждую утреню: — Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех Твоих святых. Аминь.

2008г.