На главную

 

Поучение епископа Бостонского Митрофана (Зноско-Боровского; + 2002 г.)
в Неделю всех святых.

«Я уйду от вас, но вы примете силу, когда Дух Святый сойдет на вас»,
— сказал Христос ученикам Своим перед Голгофой.

И вот, в день Пятидесятницы Дух Святый сошел на Апостолов, вошел как СИЛА, проникающая всю внутреннюю жизнь, они стали причастниками Высшаго Знания и привели ко Христу мир. В этот день реально, за пределами видимаго мира, открылись глубины и величие мира невидимаго. Со дня сего, водимые Духом Святым — Апостолы и их ученики — святители, мученики, исповедники — неустрашимо пошли в мир и склонили к стопам Христа и гений науки и поэзию, и музыку, и скульптора и кисть художника. Им посвящен нынешний воскресный день. Собирая их вместе, их — взаимно связанных друг с другом одной Верой и единой Любовью ко Христу, хотя и принадлежавших разным расам и народам, разным сословиям, Церковь воспевает им общий гимн, возглашая: «Дивен Бог во святых Своих».

Нынешний день — день всех святых, во вселенной просиявших — это праздник всемирной Христовой Семьи. Ибо все святые — в их духовном единстве — представляют собою, поистине, ЕДИНОЕ б р а т с т в о, одну великую Семью, в которой воедино слились со Христом и эллин и иудей, и бедный и богатый, и царь и воин, и ученый и простец.

Этот вселенский, всемирный сонм свидетельствует о том, что, вопреки утверждениям книжников современнаго мира, — христианство есть не отвлеченная философская система, что христианство и не теория мертвая, убивающая личность, подобно теориям социализма-марксизма, в основе которых лежат ложь и лицемерие, но что христианство есть СИЛА ЖИВОТВОРНАЯ, которая проникает все существо человека, просвещая его ум, очищая сердце и направляя его волю к деятельности в сознании братства в с е х во Христе , в сознании ценности каждой личности человеческой и в сознании ответственности каждаго за свои дела и поступки.

Во все времена во всей вселенной просиявшие, святые свидетельствуют своей жизнью и о том, что мерилом достоинства человека являются не происхождение, не общественное или имущественное положение, не иныя внешния различия людей, а м о т и в ы чисто нравственные, вытекающие из веры и верности Христу, вытекающие из принятия жизни, как служения высшим ценностям — Богу и человеку.

Эта великая, Церковью прославляемая, ВСЕМИРНАЯ СЕМЬЯ или, лучше сказать: ВСЕМИРНОЕ ХРИСТОВО БРАТСТВО, свидетельствует и о том, что при внешнем физическом рабстве можно достигать внутреннего просветления, иначе говоря: что внешнее рабство вполне совместно с внутренней свободой нравственной. Для этого нужны лишь — твердость христианских убеждений, твердость характера и внутреннее благочестие.

Итак, дорогие во Христе братья и сестры, приложим и мы усилие к усилию, чтобы на всех путях жизни сохранить свободу, быть свободными от грехов, от всякой скверны, да и чрез нас прославится в мире сем Имя Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя нашего и всего мира. Аминь.