На главную

 

 

Проповедь приснопамятного архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Павла (Павлова; + 1995), в неделю четвертую Великого поста.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Нынешний воскресный день – в четвёртую неделю Великого Поста Церковь посвятила памяти святаго Иоанна Лествичника. Это был один из величайших аскетов и подвижников христианского благочестия. Он написал книгу, которую назвал – Лествица (или лестница).

В этой книге даны руководства подвижникам о том, как они должны совершать свой подвиг, восходя от силы в силу, побеждая с помощью Божией благодати одно искушение за другим. Она раскрывает причину того или иного греха, той или иной страсти, которая укореняется в сердце человеческом, указывая на то, какое средство нужно приложить, чтобы эту страсть, этот грех в себе победить и встать от него совершенно свободным.

В дни святаго Великого поста образ этого учителя благочестия, этого учителя борьбы с грехом, для нас особенно поучителен. Поэтому Святая Православная Церковь и празднует его память, напоминая нам о том, как нужно подвизаться и что нужно делать для своего спасения.

Иоанн был истинным подвижником и к истинному подвигу призывал не только монахов, но и всех благочестивых христиан.

Истинный подвижник благочестия, дорогие братья и сестры, не видит в своей плоти, в своем теле злого начала, источника зла. Он знает, что тело наше создано Богом, что ему дано значение быть храмом для души человеческой. Но, в то же время, ни один подвижник никогда не пожертвует ради плоти ничем духовным. Истинный подвижник всегда будет стараться, чтобы высшая ценность в нем преобладала над низшей. А все мы призваны к совершению этого подвига. Поэтому мы должны смотреть на свою душу и на свое сердце именно под тем углом, чтобы в нас всегда духовное преобладало над плотским.

Истинный подвижник никогда не допустит того, чтобы ради интересов плоти поступиться как-то интересами своей духовной жизни.

Наша жизнь, дорогие братья и сестры, должна заключаться в богоугодном подвиге. То есть, в постоянной борьбе со злом, которое гнездится через делаемый нами грех в нашем сердце и в нашей душе. Мы должны всегда быть бдительными и смотреть за тем, чтобы зло под каким-нибудь красивым обманчивым видом не закралось бы в наше сердце и не обмануло бы нас, ввергнув нас в бездну погибели, отторгнув от Бога. Поэтому для нас полезно постоянное добровольное ограничение своей жизни, постоянное приношение жертвы Богу, духа сокрушенного и смиренного, кающегося в своих грехах.

Когда-то давно вопрос о подвиге, о вере, о спасении занимал главное место в жизни людей. Они этому вопросу посвящали много времени, были написаны десятки книг. Все это люди с большим интересом расследовали, рассматривали, ибо центром их жизни было не материальное благополучие, не социальная справедливость, о которой теперь так много говорят, а именно спасение души.

Как спасти свою душу, как угодить Богу, как преодолеть в себе страсти и пороки, порою крепко сковывающие нас с вами?

Враг нашего спасения все эти годы не спал, а изобретал один план за другим: как людей избавить от веры в истинного Бога и отвратить их от той цели, которую они себе поставили в своей жизни, то есть спасения.

В те времена, конечно, был грех, люди грешили и совершали преступления, были войны, но всё-таки люди стремились и воздыхали только об одном: о своём спасении.

Диавол строил один план за другим, проводя его в жизнь и низвергая все для нас священные заветы и образы, низвергая их на землю и втаптывая в грязь. Люди дошли до того, что в большинстве своем они даже перестали верить в свое особое избранничество Божие, в то, что они были сотворены Богом по Его образу и подобию, особым творческим актом божественным, а стали все признавать, что они имеют своим родоначальником животное. Все помышления их стали низкими, тянущимися к земле, в них стали преобладать животные интересы, не могущие воспрянуть от земли и поднять свой взор к небесам.

Стали отменяться одно за другим церковные правила, церковные обычаи, церковные праздники, церковное верование. Мы стали так учить и наших детей, и так постепенно дошло до того, что теперь человек разрешает себе почти всё. И даже самые преступления в наши дни оправдываются так называемой наукой, которая говорит, что он (то есть преступник) был, якобы, ненормален, что он совершил своё преступление в тот момент, когда он не был ответсвенен за себя. Сегодня оправдывается порок и грех, стараются даже само понятие греха вычеркнуть из нашего повседневного лексикона, чтобы мы и не думали о том, что существует грех. Миллионы людей пользуются услугами так называемых психоаналитиков, которые внушают им, что никакого греха нет, что ничего плохого не случилось, а то, что произошло, то ты должен от этого скорее освободиться и забыть.

Также покаяние стараются исключить из жизни человеческой. А мы знаем, что всё это – ложные пути, ведущие людей в погибель, которые не дают человеку настоящей радости, истинного утешения, истинной отрады. Поэтому так уместны в наше время слова апостола Петра. Обращаясь ко Господу, он сказал: ,,Куда нам идти от Тебя – одного источника жизни?” Аминь.