На главную

 

Слово архиепископа Вашингтонского и Флоридского Никона (Рклицкого; +1976 г.) в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

 

Св. Апостол Павел, обращаясь к Ефесянам, которых он называет «святыми и верными во Христе Иисусе», говорит им, что после того, как они стали христианами, они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом» (Еф. 2, 19-22).

Это научение великаго проповедника нашей святой веры относится ко всему человеческому роду, в том числе и к нам, грешным, и при том одинаково ко всем: и к монахам, и к мирянам и к священникам и к архиереям, и к образованным и к необразованным, и к бедным, и к богатым, и к мужчинам и к женщинам, и к старикам, и к молодым, — одним словом, ко всему человечеству.

Каждый из нас, проходя эту краткую земную жизнь, должен потрудиться над собой, чтобы сделать себя жилищем Св. Духа. Ведь мы все обязательно должны пройти через врата смерти и после нея наследовать или вечную блаженную жизнь, жизнь любви и радости, или вечное и безпредельное страдание и скорбь.

Для того же, чтобы никто из нас не мог бы сказать в своем помышлении, что он не имел богословскаго образования или не был вообще подготовлен для постижения тайн духовнаго ведения и не знал, как нужно устраивать свое сердце для того, чтобы стать согражданином святым и присным Богу, Св. Церковь в тот же день вслед за Апостольским чтением предлагает нашему вниманию Евангельское повествование о том как можно и должно приближаться к Богу, — на примере самой рядовой женщины, даже не называя ея имени.

Св. Евангелие в этом случае повествует о двух событиях во время земной жизни нашего Спасителя — исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира.

На основании той поразительной точности, с которой изложены краткия Евангельския описания событий из жизни Господа Иисуса Христа, мы можем возстановить их полныя картины.

Исцеление кровоточивой женщины произошло уже после того, как слава об учении Иисуса Христа и творимых Им великих чудесах распространилась по всей Иудейской стране и когда за Ним, как за знаменитым проповедником и чудотворцем, следовало множество народа, где бы Он ни появился.

Господь только что возвратился в Иудею из Гадаринской страны, после изгнания Им легиона бесов из страшнаго бесноватаго в стадо свиней и потопления этого стада в море, в наказание владельцам их за нарушение Моисеева закона, и после того как «просил Его весь народ Гадаринский удалиться от них, потому что они были объяты великим страхом» (Лук. 8, 37). Очевидно, что народ этот жил в полном беззаконии и боялся, что Господь обличит их и в других грехах и разрушит их греховное благополучие. Не так относился народ к Господу в Иудеи. «Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. И вот пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом; потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти» (Лук. 8, 41-42).

Когда Господь шел в дом Иаира, произошло то событие, которое мы можем представить себе, как сейчас происходящее пред нашими глазами. За Господом следовала толпа людей, безцеремонно теснивших Его. То была преимущественно толпа любопытных, стремившихся поближе разсмотреть знаменитаго Человека или что-либо услышать от Него, или увидеть чудо, и толпа была безжалостна в своем любопытстве. Нечто подобное происходило с приснопамятным отцом Иоанном Кронштадтским; там, где он появлялся, люди так бросались к нему, что легко могли его раздавить. В таких случаях толпу обычно сдерживает полиция, но у Господа, конечно, никакой полиции не было и люди теснили Господа и толкали Его, надавливая одни на других, чтобы как-либо поближе протиснуться к Нему. Господь, очевидно, медленно двигался за Иаиром, кротко перенося это угнетение толпы.

Но вот вдруг Он остановился и властно и повелительно спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» Очевидно, Господь сказал это так грозно, что мгновенно наступила тишина. Все остановились. Те, кто теснили Его, «все отрицались». Вероятно, они думали, что кто-либо больно толкнул Учителя из Назарета или наступил Ему на ногу, и Он теперь, разгневанный, желает найти виновнаго. «Все отрицались». Тогда Петр и другие ученики, желая вывести народ из страха и недоумения и успокоить Самого Господа, сказали Ему с некоторым укором: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?»

Господь по Своему божественному всеведению знал, кто и как прикоснулся к Нему, но Он желает, чтобы виновница этого благословеннаго прикосновения сама поведала вселенной, как и почему она прикоснулась к Господу и навсегда стала бы для всего человечества учительницей того, как нужно приближаться к Господу.

«Прикоснулся ко Мне некто: ибо я чувствовал силу, изшедшую от Меня», отвечает Господь на недоумение учеников. Здесь же, в непосредственной близости от Господа, находилась эта блаженная жена. Видя, что она не может утаиться и поняв, что Господь говорит именно о ней и к ней обращается, она «с трепетом подошла и, падши пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась» (Лук. 9, 47).

Она поведала всему миру, в том числе и нам, грешным, о том, как она в течение 12 лет страдала тяжелой болезнью — течением крови, как она израсходовала все свое имение на врачей, не получив от них никакой пользы, как она, оставшись больной, стала и нищей. Но вот до слуха ея дошла весть о том, что на землю пришел Тот, Кто отпускает измученных на свободу, и она всем своим сердцем поверила в то, что Он истинный Бог — всемогущий, что Он может сделать для нея то, чего не могли сделать врачи — что Он Бог всеведущий, исполненный состраждущей любви, что она недостойна войти с Ним в личное общение и говорить с Ним, что для того, чтобы получить от Него исцеление, достаточно ей только прикоснуться к краю Его одежды, ибо все, что с Ним и у Него, освящено всесильной божественной благодатью. И вот в этот час она с большим трудом пробралась через окружавшую Его толпу, с молитвенным благоговением прикоснулась к краю Его одежды и — мгновенно исцелилась. По ветхозаветному закону (Лев. 15, 25) женщина с такой болезнью считалась нечистой и не могла ни к кому прикасаться. Но прикосновение этой женщины к одеждам Христовым было не обычным, а молитвенным.

Доказательством тому, что мысли у этой женщины при исповедании ею пред Господом своей веры и исцеления были именно такия, могут служить ответныя слова Господа: «Дерзай, дщи. Вера твоя спасе тя. Иди в мире» (Лук. 8, 48).

Это была единственная женщина, которая удостоилась наименования от Господа «дщерью». Другим Господь говорил: «О жено! велия вера твоя» (Мф. 15, 28). Еще в двух других случаях Господь называл дочерями женщин, но несколько иначе, а именно — после исцеления в храме скорченной в течение 18 лет женщины, назвал ее «дочерью Авраама» (Лук. 15, 16), а когда Его вели на распятие и Он увидел Иерусалимских женщин, плакавших о Нем, то, обратившись к ним, сказал: «дщери Иерусалимския, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о чадех ваших» (Лук. 23, 26). Сия же блаженная жена удостоилась от Господа наименования «дщерью». Вообще же Господь во время земной Своей жизни называл чадами людей только в тех случаях, когда Он приоткрывал завесу Своего Божества. Так, Он сказал разслабленному пред его исцелением: «дерзай, чадо, отпускаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2), и затем на недоумение слышавших эти слова, пояснил, что Он Тот, кто имеет власть отпускать грехи, т. е. Бог; затем Он назвал Закхея «зане и сей есть сын Авраамов» после того, как Закхей исповедывал свою веру и свое покаяние (Лук. 19, 20); пред Своими страданиями, говоря ученикам Своим о Своем Божестве, Господь сказал: «Дети! не долго уже Мне быть с вами» (Ио. 13, 33). Когда же Господь после Своего воскресения явился Своим ученикам уже как Бог, то Он прямо называет их Своими детьми: «Дети, егда что снедно имате?» (Ио. 21, 5).

Таким образом, Господь, называя исцеленную Им женщину дочерью, показывает этим, что она действительно имела истинную спасающую веру, ибо, как свидетельствует св. Евангелист Иоанн Богослов, Господь «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ио., 1, 12).

Господь еще больше подтвердил это в дальнейших словах, обращенных к этой женщине: «Вера твоя спасе тя. Иди в мире». Господь не сказал, как это, между прочим, обозначено в английском переводе Св. Евангелия: «вера твоя исцелила тебя от недуга», но сказал нечто большее — «вера твоя спасла тебя», т. е. вера твоя освободила тебя от болезни и поставила тебя на тот путь, который ведет к вечной жизни. Эта женщина, таким образом, стала для вселенной учительницей спасающей веры, показав один из примеров ея проявления.

Приснопамятный владыка Антоний (Храповицкий) учил, что спасающая вера должна быть верой очистительной и действующей любовью:

«Для того, чтобы иметь веру во Христа спасающую — нужно произвольно отрешиться от похотей миpa, развить в себе и поддерживать любовь, чтобы признавать явившагося Носителя высшей любви истинным и безначальным Сыном Божиим и чрез это признание возвышать снова свою любовь до безконечности».

Вот путь жизни для того, чтобы стать «согражданам святым и своим Богу.