На главную

 

Слово архиепископа Венского и Австрийского Нафанаила (Львова; + 1986 г.)
в Неделю 13-ую по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали притчу Христову о злых виноградарях, о том, как некий домовитый хозяин насадил виноградник и оплотом, т. е. изгородью, забором оградил его и отдал его рабочим, от которых ожидал принесения плодов.

За этими плодами послал он своих слуг, но рабочие одних из них побили, а других и убили. Тогда хозяин послал своего сына, надеясь, что рабочие устыдятся и послушают его. Но рабочие вывели его из виноградника и тоже убили его.

Конечно, прежде всего, непосредственно эта притча относится к ветхозаветному Израилю, о котором так заботился Господь в течение веков его истории и который убивал пророков и в конце концов убил и Сына Божия. Но относится она и к новозаветным народам, которым Он вручил Свой заветнейший виноградник — Свою святую Церковь, дав для служения Ей громадные силы.

Обратим внимание на то, что Свой виноградник Господь «оплотом огради». Ветхозаветный Премудрный, как бы прозорливо предвидел эту притчу Христову, учит: «Кто разрушает ограду, того ужалит змей» (Еккл. 10, 8).

Между тем, на наших глазах во всех народах, в так называемом экуменическом движении все усилия направлены на то, чтобы разрушить ограду вокруг заветного виноградника Господня, вокруг Церкви Христовой. И, увы, часто эти усилия достигают цели. Только мы — малая кучка верных христиан в ограде нашей Православной Русской Зарубежной Церкви, исповедуем нерушимость оплота Православной Церкви.

Но и от нас потребует принесения достойных плодов Божественный Хозяин Всевышний Бог. Какие же это плоды?

Святые отцы, истолковывавшие эту притчу, от Василия Великого до митрополита Антония, любили напоминать, что этими плодами прежде всего являются душевные устроения любви ко Христу и верности Ему.

Не столько дел ждет от нас Господь, а именно душевного устроения. Возможности творить добрые дела это Он предоставляет или не предоставляет нам. А вот любовь к Нему, верность Ему, и те усилия, которыми нудимся, принуждаем мы себя по евангельскому слову, это мы можем принести от себя, и этого ждет от нас Господь.

И если будет в нас такое душевное настроение, тогда добрые дела изольются из нас, свободно естественно, непосредственно просто, а не вынужденно в порядке принудительных «добрых акций» культивируемых Западом.

Поработаем же над нашей душой и принесем нашему любящему Господу то, что Он хочет от нас и ждет от нас: доброе устроение души — добрый плод в Его винограднике.