На главную

 

Проповедь архиепископа Берлинского и Германского Марка
в праздник Собора Новомучеников и Исповедников Российских (2001 г.)

Божественный смысл страдания человек может понять только при помощи благодати. Для этого Господь утешает скорбящих учеников Своих и всех нас, посылая нам Духа Утешителя, Духа Истины, Который наставитъ нас на всякую истину (Ин 15, 26; 16, 13).

Святые Новомученики Российские близки нам по времени и по духу, в котором мы воспитаны, и который мы в силу наших возможностей восприняли. Сегодня здесь, в иконостасе нашего храма находятся частицы мощей свв. преподобномучениц Елисаветы и Варвары, особенно нам близких. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета была Дармштадтской принцессой, которая оставила свое отечество и нашла новую родину – духовную и телесную. К ней в страшные дни гонений присоединилась ее келейница, русская послушница Варвара, и пошла с ней на страдания.

Мученичество, это то же самое, что христианство. Эти два слова имеют одно и то же значение. Ненависть, направленная против Христа и Его последователей не должна нас удивлять. Она естественна, она предсказана Самим Господом, сказавшим: Аще мiръ васъ ненавидитъ, ведете, яко Мене прежде васъ возненавиде (Ин 15, 18).

Какие же мы ученики, если не идем по стопам нашего Учителя? Господь предупреждает нас, чтобы мы не соблазнялись, если нам приходится страдать ради Него. И мы страдаем, каждый в свою меру – не только Новомученики, которым посвящен наш храм, и мученики всех веков, но и мы, ибо только тогда мы – христиане.

В маловерную душу часто вкрадывается сомнение – сомнение в силе Спасителя. Но это сомнение вкрадывается тогда, когда человек принимает спасение и дело Спасителя нашего не с духовной, а с материальной точки зрения. Если бы Господь дал нам на земле вечную жизнь, бессмертие, сохранил нас от гонений и страданий, многие и многие пошли бы за Ним. Но как они пошли бы? Не по любви, а ради выгоды. Дело спасения в таком случае стало бы рассматриваться с утилитарной точки зрения, исключилась бы свободная воля человеческая. А наш мир и современный человек во всех областях поддается механизации, предпочитает роботов, боится и ненавидит проявления свободной воли человеческой, и поэтому подавляет ее во всех формах диктатуры, которые мы знаем. Почему против этой свободы так яростно выступали в России в начале этого века и в других местах вплоть до настоящего времени? Потому что свободная воля свидетельствует о Творце.

Нас узнают как Его учеников по той любви, которую мы имеем между собой. Эта любовь зиждется на любви к Богу. А какая же может быть любовь, если она есть последствие принуждения! Зло в нашем мире настолько охватывает человека, отошедшего от Бога как источника любви, что такой человек ненавидит все Божественное, и прежде всего Богоносцев и Христоносцев, то есть тех, кто воистину исполнен любовью к Богу, ко Христу, тех, кто совершает Его заповеди по свободной своей воле и любви к Нему.

В людях, отступивших от единства и общения с Богом само зло становится божеством, как сказано: прiидетъ часъ, да всякiй, иже убiетъ васъ, возмнится службу приносити Богу (Ин 16, 2). Да, такого убийства требует злой бог, бог мира сего. Самый вид праведника невыносим для неправедника. Поэтому последователи Христовы будут гонимы. Сказано: все хотящiи благочестно жити о Христе Iисусе, гонимы будутъ (2 Тим 3, 12). Добродетельная жизнь христианина выставляет на позор порочную жизнь грехолюбца. Сам Господь предсказал: Аще Мене изгнаша, и васъ изженутъ (Ин 16, 20), и больше того: пронесутъ имя ваше яко зло (Лк 6, 22), и будете ненавидимы отъ всехъ, имени Моего ради (Лк 22, 17).

Имя Христа, имя христианина раздражает ненавистников Божиих. Нам, следует носить это имя достойно, не относясь к нему легкомысленно. Только в таком состоянии мы можем переносить подвиг с легкостью. К подвигу мы должны готовиться, любя Христа, и любя те страдания, которые Он нам посылает. Читая жития Святых, просвещаясь и размышляя о их страданиях, мы свыкаемся с мыслью о необходимости страданий, и делаем скорби и страдания для себя естественными. Поэтому так важно, чтобы мы знали, кто такие Новомученики и Исповедники Российские, чьи духовные чада суть мы. Нас – малое стадо. Но сколько было апостолов? Двенадцать человек, и на них ополчились сонмища фарисеев, узы, темницы, клевета, оскорбления, поругания, побои, смертельные опасности и сама смерть. Но они были готовы к этому, и говорили: не можемъ бо мы, иже видехомъ и слышахомъ, не глаголати (Деян 4, 20). Они свидетельствуют – не только словами, но всей жизнью – о Том, кто родил их – о Христе.

Святые Новомученики знали силу Христову, они ведали истину и не могли утаивать ее. Одни переносили страдания и испытания молча, этим укоряя злодеев, другие обличали их словом, как обличал их святой первомученик Стефан: жестоковыйнiи люди и необрезаннiи сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, яко же отцы ваши, тако и вы (Деян 6, 51).

И ныне многие и премногие противятся Богу, противятся Господу Христу и Духу Святому. Но истинная ревность христианская не смотрит на многочисленность тех, кто имеет власть и силу совершать неправду. Истинная ревность христианская не обращает внимания на угрозы и опасности, истинная ревность христианская устремлена к одному только: изрекать истину, явной для всех делать ложь, чтобы она не овладела тайно кем-либо из людей простосердечных. Кровь Новомучеников и Исповедников Российских явила красоту и силу Русской Церкви. Терпение, испытанное в искушениях, воссияет как солнце. Душа, приближающаяся к совершенству, может и ветры приглашать, как мы читаем в Ветхом Завете: Востани, севере, и гряди, юже, и повей во вертограде моемъ, и да потекутъ ароматы (Песн 4, 16). Премудрость Божия знает, что благоухание добродетелей многократно увеличивается, когда приводится в движение искушениями. Искушения возбуждают уже существующие в человеке предрасположения к подвигу. Добродетели многих святых остаются в тайне. Не подвергаясь внешним испытаниям, они прожили свою жизнь в тихости, в отдаленности, в пустыне. Между тем подвиги Новомучеников стали достоянием всех нас, стали наставлением и руководством для нашей жизни. (Проповедь Архиепископа Марка в день престольного праздника 2001 года сохраняет свою актуальность и сегодня )