На главную

 

Слово Протоиерея Сергия Четверикова (+1947г.) в пяток первой седмицы Великого Поста о смысле Исповеди.

 

Дни святого и великаго поста обыкновенно являются для нас днями говения, исповеди и причащения. Эти дни наступили теперь. Но как часто они проходят мимо нас, не принося нам ощутительной пользы. Это бывает не от того, конечно, что они не могут принести нам этой пользы, а оттого, что мы сами слишком легкомысленно, слишком безпечно относимся к ним. Подумайте же серьезнее о том, что дают нам исповедь и причащение, и для чего они существуют в Православной Церкви.

Будем сначало говорить об исповеди. Чтобы ясно представить себе ея значение, обратимся к разсмотрению нашей внутренней, душевной жизни. Мы знаем, что внутри нас постоянно борятся как бы два существа - доброе и злое. И вот - истинная христианская жизнь начинается в нас лишь тогда, когда мы сознательно становимся на сторону добраго существа и стараемся победить злое.

Пока мы относимся к своей внутренней жизни безпечно, даже не различая хорошенько в ней добра и зла и пассивно отдаемся своим желаниям и влечениям, каковы бы они ни были, не производя им никакой оценки, до тех пор мы еще не живем христианской жизнью. И только тогда, когда мы болезненно ощутим свои недостатки, когда мы осудим самих себя и захотим обновления, только тогда мы вступаем на путь христианской жизни. Возьмем живые примеры. Вот перед нами фарисей и мытарь. Фарисей ходит в храм Божий, делает много добрых дел, но о нем мы все таки не скажем, чтобы он жил истинною жизнью. Почему? Потому что он вполне доволен собою. Он не чувствует болезненно своей нечистоты, он хвалится своею праведностью, перед ним еще не раскрылась бездна сидящаго в нем греха. Мытарь, наоборот, не имеет за собою никаких добрых дел. Но он ясно увидел глубину своей греховности и воскорбел о себе. Он одного просит у Бога - помилования, спасения. Вот истинное христианское настроение.

Другой пример в шестом веке, в египетском городе Александрии жила молодая грешница Мария. Грех был ей сладок и приятен. Она была безпечна и весела. Она никогда не испытывала тревоги совести. Она не понимала себя. Чтобы доставить себе новую забаву, она примкнула к толпе богомольцев, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Всю дорогу она пела грешныя песни, отравляя мирный покой паломников и их возвышенное настроение своими безстыдными выходками и смехом. Наконец, вместе с ними она прибыла в Иерусалим и безпечно, из любопытства, пошла вслед за другими в храм Воскресения Христова. Но что же? Когда она хотела переступить порог храма, она почувствовала, что какая-то невидимая сила не пускает ее. Ей стало и страшно, и стыдно перед своими спутниками. Ей не хочется показать того, что она не может войти в храм, но все ея усилия войти в него остаются безплодными. Тогда только ярким светом озарилась пред нею вся ея прошлая жизнь. Она увидела то, чего она не замечала раньше. Она увидела, что она недостойна войти в храм, ибо слишком была не чиста для этого. И тогда она горько заплакала. С этого момента началась в ней внутренняя борьба, на которую она и отдала всю свою жизнь.

Итак, иногда человек не обращает внимания на свои недостатки и даже на свои грехи и долго живет безпечно, а потом, придет время и глаза его раскроются. У одних, как у Марии Египетской, это происходит сразу, у других очень медленно и с большим трудом.

Применим теперь сказанное нами к самим себе. Проследите ряд ваших поступков, намерений, слов. Вот вчера вы тяжко обидели грубым резким словом, оскорбительным подозрением или ядовитою насмешкою вашего ближняго; третьяго дня вас все время преследовало и мутило вашу душу какое нибудь грязное, низкое желание, и вы не только не отгоняли его от себя, но как будто старались даже насладиться им; вот вам представился случай пожертвовать вашим покоем или удобством, чтобы оказать кому-либо услугу, но вы этого не сделали и т.д. Если вы будете внимательны и добросовестны, то вы увидите, что ваша жизнь представляет целую сеть, целое громадное сплетение таких, то мелких, то крупных гадостей, которыя образуют значительную долю вашего существования. Если мы не обратим на все это внимание, думая, что все это так и должно быть, это значит, что мы еще и не начинали христианской жизни. Наша христианская жизнь начнется только тогда, когда мы скажем: нет, не хочу я, чтобы в моей душе жила такая гадость! Хочу быть чистым, добрым! Хочу быть истинным христианином! Но как только вы попробуете встать на этот путь, вы сразу же убедитесь в следующем: вы увидите, что борьба со злом в себе самом в высшей степени тяжела, мучительна и изнурительна. Вы увидите, как злы ваши чувства, как ваши гадкия мысли и желания, помимо воли вашей, помимо вашего согласия, овладевают вами, толкают вас на те или другие некрасивые поступки. Иногда уже произнесши грубое, обидное слово, или сделав дурной поступок, вы только тогда начинаете понимать, что этого не следовало говорить или делать, а до тех пор вы не видели ничего безобразнаго ни в слове, которое хотели сказать, ни в деле, которое хотели совешить. Вы начинаете чувствовать тогда великую правду слов апостола Павла: "не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Добраго, котораго хочу, не делаю, а злое, котораго не хочу, делаю"(Рим. 7, 15).

Но мало того, что вы становитесь игрушкой ваших дурных влечений, вы чувствуете, что все ваше внутреннее существо оскверняется, грязнится этими дурными влечениями, туманится мысль, сквернится желание, слабеет воля. Как же спрашивается, избавиться человеку от всей этой грязи? Как выбросить ее из себя? Неужели так с нею и оставаться? Бывает иногда, что поделившись с кем либо своими душевными печалями человек чувствует себя облегченным. Но этим способом мы только разделяем свою печаль с другими, а не освобождаемся от нея совершенно. Необходимо другое, более верное средство спасения.

Известный духовный писатель епископ Феофан Затворник, в одном из своих сочинений разсказывает следующее: был юноша, глубоко печалившийся о том, что он своими грехами многочисленными, осквернил свою душу. От печали он заснул. И вот ему снится, будто бы с неба слетел к нему ангел, острым ножом разсек ему грудь, вынул сердце, разрезал его на части, удалил из него все испорченное и гнилое, вложил его осторожно на прежнее место и залечил самую рану. Юноша проснулся и почувствовал себя чистым от грехов своих. Не правда ли, как хорошо было бы и нам испытать на себе иногда подобное целительное действие светоносного ангела? И такой ангел нам подается. Это благодать Св. Духа в таинстве исповеди.

Мы знаем, что Иисус Христос принес на землю святую жизнь. Эта святая жизнь при посредстве Церкви и св. Таинств сообщается людям. Исповедь - есть таинство св. покаяния. Она установлена, для того, чтобы через нее мы очистились от всей своей греховной скверны. Устанавливая это таинство, Иисус Христос сказал своим ученикам: "примите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том и останутся" (Иоанн. гл. 20, 22-23). И доныне пастыри христианской церкви, по данной им от Господа власти, отпускают грехи кающимся, а благодать Св. Духа очищает сердце их. Таким образом, исповедь - это не какой-то непонятный, неизвестно почему существующий обычай, который надо почему то слепо исполнять, а это есть чрезвычайно важное и крайне нам необходимое средство нравственнаго оздоровления и исправления, отвечающее самым необходимым требованиям нашей собственной нравственной природы. Уклоняться от исповеди, это все равно, что, страдая какою-нибудь телесною болезнью и зная верное от нея лекарство, по небрежности или лени не пользоваться этим лекарством и таким образом запускать болезнь. Наши грехи являются для нас душевною болезнью. Лекарство от этой болезни нам указано - ИСПОВЕДЬ.Не пользоваться этим лекарством - это значит не желать разстаться со своею греховной нечистотою и накоплять ее в себе.