На главную

 

Поучение приснопамятного протоиерея Леонида Колчева (+ 1944 г.) в неделю 6-ю по Пятидесятнице

Евангелие от Матфея, зач. 29 (IX 1 — 8)

Передам я вам, братья, краткое содержание прочитанного евангелия с тем, чтобы потом сделать нравственно-поучительный вывод.

Пришел Иисус Христос в Капернаум, который назывался «градом Иисуса», так-как Он, не имея своего жилища, часто останавливался здесь, по всей вероятности, в доме св. апостола Петра. Как только жители узнали об этом, сейчас-же во множестве стали приходить сюда, чтобы послушать Его учение, а больные — получить исцеление. Среди последних оказался один расслабленный, которого четыре сердобольных человека с большим трудом принесли на одре в тот дом и положили прямо на пол перед ногами Иисуса. Ничего не говорил больной, как труп лежал он, являя живую муку; ни слова не сказали и принесшие. И вот, видя веру их, Сердцеведец Господь сказал расслабленному: «чадо, отпускаются тебе грехи твои», т. е. устраняется причина, вызвавшая эту тяжелую форму болезни. Не поняли этого враги Христа — книжники и фарисеи. Им показалось странным: кто-же может прощать грехи, кроме Бога?! Недоумение их усилилось, когда Иисус Христос обнаружил Свое всеведение, читая их мысли. «Что-же по вашему легче сказать, — спросил Он, — прощаются грехи или встань и ходи»? Ответа не последовало. Ясно, что то и другое одинаково находится только во власти Божией и поэтому Иисус Христос сказал расслабленному: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой». За словом сейчас же последовало и дело к удивлению окружающих и великой радости исцеленного. И народ, видя это чудо, в простоте сердечной прославил Бога, давшего власть таковую человекам.

Хотел-бы я теперь обратить ваше внимание на следующие слова евангелия: «видя веру их», т. е. принесших, Иисус Христос простил грехи расслабленному, потом исцелил его от болезни. Итак, по вере одних, даруется милость другим. На этом, между прочим, основывается учение Православной Церкви о молитве за других, не только живых, но и умерших, ибо любовь, во имя которой мы просим за ближних своих, никогда не прекращается (I Кор. 13, 8). Так Иов Многострадальный молился за друзей своих, оскорбивших его своей подозрительностью, и Господь простил их. Пророк Моисей не раз ходатайствовал за жестоковыйный народ еврейский, и Господь посылал ему Свои милости. Иуда Маккавей, после освобождения евреев от ига сирийского, принес жертву Богу не только за живых, но и умерших. Сам апостол Павел умолял верующих подвизаться с ним в молитвах за него к Богу (Рим. 15, 30). Потому-то и св. апостол Иаков наставляет: «болит-ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитвы сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак 5, 14—15). А св. тайнозритель Иоанн видел ангела, которму «даны были Фимиамы мнози да даст молитвам святых всех на алтарь златый, сущий пред престолом: и изыде дым кадильный молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Апк. 8, 3—4). В житиях святых есть много примеров, как Господь, ради молитв своих угодников и угодниц, источает неоскудные и многообразные милости с верою к ним притекающим.
Кто-же из нас не знает, как молится мать за свое дитя, как потом учит и его творить молитву за милых — сердцу близких? Кто из вас не просил молитв у отца своего духовного; а эти трогательные записочки о живых и умерших, подаваемые вами за обедней — о если-бы вы знали, какое это громадное значение имеет для них! Вынимают за живых и умерших частички из просфор, священнослужитель потом опускает их в святую чашу со словами: «отмый, Господи, грехи, поминавшихся зде кровию Твоею молитвами святых Твоих».

Молитесь-же, братья, молитесь друг за друга, молитесь за живых и умерших, и Господь Бог, видя веру вашу глубокую, веру с сознанием величия Божия и своего недостоинства, веру, сопровождаемую любовью, соединенную со смирением и надеждой на милосердие, скажет: дерзайте, чадца Моя, как во время оно Я помиловал расслабленного по вере принесших его, так и ныне дарую спасение тем, за кого вы просите и на вас самих пошлю Свое благоволение. Аминь.