На главную

 

Слово Блаженнейшего митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого; + 1936 г.) в день святителя и чудотворца Николая

 

Аз есмь Пастырь добрый
и знаю Моя и знают Мя Моя
(Иоан.10, 14).

Эти слова Господь наш Иисус Христос говорил о Себе Самом, что Он знает своих овец, т. е. Истинных христиан, а овцы эти знают Его. Стало-быть, братие, только тот может быть овцой Христова стада, кто желает знать Христа. А как Его можно знать? Если будем учиться Его святому Евангелию, потому-что оно есть такая книга, в которой записано Святым Духом чрез Апостолов Христовых все то учение Спасителя нашего, которое необходимо нам для познания Его воли. Видите-ли братие, как важно всякому знать Евангелие: без него мы не будем овцами стада Христова, без него мы будем чужими овцами, обреченными на погибель. Господь сказал: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его-же послал еси Иисуса Христа (Иоан. 17, 3) . Без познания Иисуса Христа и Его св. Евангелия нет вечной жизни, а есть только вечная смерть вечная погибель. — И как назвать человека, который не хочет читать или слушать св. Евангелия? Ведь самое это слово означает: благая весть, т. е. Радостное письмо ко всякому христианину, написанное не людьми, но самим Духом Святым, — письмо о том, что Сын Божий сошел на землю и стал, как простой, бедный человек, терпел злобу и клеветы гордых нечестивцев, а затем принял страшную смерть за грехи наши от людей, которых Он сам сотворил из пыли земной, и которых всегда мог и может снова «обратить в пыль, которою они были», но вместо этой праведной казни, призывает всех грешников ко спасению. — И эту-то благую весть, это-то св. письмо, мы неблагодарные, так мало читаем, так лениво слушаем!

Скажите, православные христиане! Если бы был такой человек, который за тяжкую вину был бы осужден по царскому закону на вечную тюрьму, а его добрый господин выпросил-бы у царя, чтобы он того человека простил, и принял-бы сам на себя его наказание, а тот преступник остался-бы на свободе; и вот этот добрый господин прислал бы ему благую весть, письмо, что я освободил тебя, и сам за тебя принял от царя должную казнь: скажите братие, что сделал-бы тот освобожденный человек с этим драгоценным письмом? Неужели он поленился-бы его прочитать или запрятал-бы его куда нибудь подальше в угол? А если бы он все таки решился сделать так беззаконно, то как мы-бы его назвали? — Мы-бы назвали его неблагодарным злодеем, не стоющим того благодеяния, но напротив самой лютой казни.

Братие! каждый грешный человек осужден Богом на вечную смерть, но милосердый Господь наш Иисус Христос взял на Самого Себя смерть всех людей и сам умер за нас на кресте, оставив нам св. евангелие о том, как угождать Богу, чтобы избавиться от достойной казни за гробом. Все это Дух Святый написал в евангелии, как тот господин написал в письме, что он освободил виновнаго человека от тюрьмы. — Скажите-же теперь еще: разве мы не злейшие нечестивцы, чем тот неблагодарный человек, если мы не хотим читать письма Божия о нашем спасении от смерти вечной, читать о том, что за наши грехи умер ни в чем невиновный Господь наш? — О братие! тот, кто не любит и не хочет читать слова Божия, тот видно мало верит своему спасению. Он видно и думать не желает о том, что ведь будет конец всем его заботам о наживе и обо всех земных вещах, что придет час, когда душа его выйдет из тела, ради котораго он столько трудился, а между тем вот оно сделается таким-же прахом, какой-ты выметаешь со двора! О бедный человек! какое жалкое безумие тебя ослепляет! Для чего ты отворачиваешься от той радостной вести, написанной в евангелии, что Господь избавил нас от вечной смерти и обещает нам вечную жизнь? Ведь только тогда можем мы, по слову Христову, иметь жизнь вечную, когда будем знать единаго истиннаго Бога, и Егоже послал есть Иисуса Христа. Поэтому, братие, читайте по возможности чаще св. Евангелие и слушайте его усерднее в храме Божием! — Когда вы в праздник отдыхаете от работы, то вместо праздной беседы или пересудов, вместо ссор и разгула, не лучше-ли взять эту святую книгу, а, если не умеешь читать сам, то попроси почитать того, кто грамотный, да послушай сам и еще позови кого-нибудь, потому что Господь сказал: где двое или трое соберутся во имя Мое, там буду и Я посреди их (Матф. 18, 20). — Неужели-же братие беседа с Самим Господом о Его благодеяниях не слаще для сердца христианскаго, чем ненужныя шутки, или брань с соседями? Неужели повесть о страшных страстях, которыя Господь принял за нас, и о Его славном воскресении, — менее дорога для тебя, чем какия-нибудь деревенския новости? О, конечно никакое занятие не может сравниться с чтением слова Божия. — Оно ведь, как чудное лекарство, исцеляет всякую духовную болезнь. — Например, если ты потерпишь убыток и будешь огорчаться и скучать, то Евангелие легко тебя утешит: там ты найдешь слова Христовы: не собирайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит и воры подкапывают и крадут; собирайте-же себе сокровища на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, ни воры не подкапывают, ни крадут (Матф. 6, 20). Тогда ты поймешь, что нечего жалеть о потерянном, потому-что оно, все равно, кончится и сгниет вместе с твоим телом, а не сгниют только добрыя дела, которыя все записаны в книгу жизни. — Или, если тебя напрасно осмеяли или оклеветали пред людьми, и бедная душа твоя начнет печалиться и тосковать: то открой св. евангелие; там Иисус Христос написал для тебя: блаженни будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят и пронесут имя ваше, яко зло Сына Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси (Лука 6, 22-23) . Господь не велит плакать из за напрасной обиды, потому-что там на небе Он за все наградит нас. Или, если осерчаешь на соседа за шкоду и вздумаешь во гневе жестоко отомстить ему, поскорей возьмись за евангелие, пока диавол еще не овладел душею твоею, и читай слова Господа: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы: яко да будете сынове Отца вашего (Матф. 5, 44-45). — Видишь-ли, Господь обещает тебе, если простишь врагу, сделать тебя Своим сыном по благодати! О, неужели-же за такое великое благодеяние не уступим мы ничтожную обиду? — Так-то братие, те подвиги, что нам кажутся тяжелыми и трудными, если мы только начнем усердно и с молитвою читать св. Евангелие, окажутся легкими, как и говорит Апостол Иоанн Евангелист, что заповеди Божия тяжки не суть (1 Иоан. 5, 3); так и Господь сказал в Евангелии: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы, возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матф. 11, 28-30).

Если будете знать заповеди Христовы, тогда будете овцами Его стада, о которых Он сказал: Аз знаю Моя и знают Мя моя (Иоан. 10, 14). Он есть Пастырь добрый, который упасет овец своих и спасет их от злых волков. И хотя Господь теперь же живет с нами видимо, но управляет овцами своими чрез поставленных от Духа Святаго пастырей и архипастырей, в числе которых был и Святитель Николай, во храме котораго мы стоим. — Его прославляет весь мир христианский, а Святая Русь, наш великий народ русский, чествует его особенно усердно и сегодня так светло празднует не только наш Холм, но и Москва, и Петербург, и Киев и все города и села русские. — А чествует его народ русский за то, что он имел особенную милость ко всем бедным, к заключенным в тюрьме и тонущим в море, — за то, что он являл в России многия чудеса чрез свои чудотворныя иконы, какия есть в Новгороде, в Петербурге и в разных городах и обителях русских; этот св. угодник был значит особенно милостив к народу русскому. А потому братие, если и вы желаете его умилостивить к себе, то будьте истинно-русскими православными, исполняйте преданные нам от св. Отцев уставы, что сохраняются в целости только в единой святой соборной и апостольской Церкви; исповедайте правильно св. веру, потому что тот символ веры, который поется за нашей обедней, составлен на соборе Никейском где присутствовал и Святитель Христов Николай, так строго осудивший еретика Ария, который вздумал исказить св. веру. А еще братие, если ожидаете милостей Св. Николая, то полюбите всем сердцем и здешнее достояние Святителя. Вы знаете, что в этом св. доме под невидимым руководством Угодника Божия воспитываются ваши будущие пастыри духовные; здесь насадил Святитель Николай для народа Холмскаго виноградник, чтобы напоить его вином Божеств. учения. Посему братие, повинуйтесь всегда пастырям вашим, — иначе вы оскорбите их невидимаго воспитателя Св. Чудотворца Николая, оскорбите самого Господа Бога, рекшаго: повинуйтеся наставникам вашим и покаряйтесь (Евр. 13, 17). Итак, братие, знайте, что Св. Николай, посылающий от Бога милость всему народу русскому, особенно милостив к нашему краю, п. ч. дает ему, что всего нужнее, пастырей духовных. Будем-же братие, молиться ему, чтобы он учащимся здесь ниспослал такую же ревность о вере, какую имел сам: будем о том молиться и мы, наставники и слушатели духовной школы. — Будем-же молиться все здесь присутствующие, ученые и неученые, старые и молодые, чиновные и простые, чтобы Святитель Христов Николай Чудотворец вдохновил-бы сей дом свой любовью ко Христу Богу и к народу Холмскому, чтобы паства, руководимая отсюда исходящими учителями и священниками, вместе с пастырями могла достойно едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.