На главную

 

Слово приснопамятного архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Павла (Павлова; +1995 г.) о смирении хананеянки.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Нам, возлюбленные братья и сестры, воспитанных с детства в христианской вере, известна притча о талантах. Таланты,— это сила Божия, которая дается каждому человеку в помощь, для того чтобы он мог в жизни своей исполнять заповеди Господни, в особенности заповедь любви к Богу и ближнему. В сегодняшнем Евангельском чтении показывается, как на деле, в жизни, мы должны употребить этот талант. Каждый из нас получил этот талант и каждый в своей жизни должен этот талант преумножить и вернуть его Господу Богу, Своему Господину, умноженным во много раз. Но грех мешает нам на этом поприще. Мы вступаем во внутреннюю духовную борьбу. Ареной этой борьбы является наше сердце и наша душа. И в этой борьбе человек или получает навыки и привыкает к добродетелям, или привыкает ко всему тому, что противно Богу, то есть ко греху. Одним из таких навыков, качеств Христовых, является смирение. Глубину этого смирения показала нам в сегодняшнем Евангельском чтении жена хананеянка. Она глубоко страдала за свою дочь и не знала уже где и от кого ей искать помощи и спасения. Вдруг услышала о Христе и стала идти в след за Ним, прося исцелить ее дочь. Она говорила: „Помилуй меня, Сыне Давидов. Дочь моя жестоко беснуется". Но Господь шел, как-бы не слыша ея прошения. Он испытывал ее. Испытание, которому она была подвергнута, было тяжелое. Но она продолжала просить, так что ученики стали просить за нее своего Учителя. Но Господь не только не обратил внимание на просьбу своих учеников, но как-будто бы даже прогнал эту женщину такими словами: „Аз, — говорит Господь, — послан к овцам погибшим дому израилева". Не так ли часто случается с нами? Мы просим Господа и как-будто бы Он не слышит нашей молитвы и как будто бы Господь даже прогоняет нас. И как многие из нас прекращают свою молитву и не обращаются больше за помощью к своему Спасителю.

Но не так было с женщиной-хананеянкой. Она продолжала с надеждою взывать к Нему и подойдя говорит: „Господи, помоги мне." Но тут она подверглась еще более сильному испытанию. Господь ей говорит: „Не хорошо отнять хлеб от детей и отдать его псам". Ниже отвержения и унижения человеческого достоинства казалось и быть не могло. И что же женщина-хананейка? Она соглашается с этим. Она говорит: „Так, Господи. Но ведь и псы ядят от тех крошек, которые падают со стола их господ". Здесь она показала свое глубочайшее смирение и тут произошла победа смирения. Рухнула та призрачная стена, стоявшая между Христом и нею, между Богом и человеческою душою. „О женщина, воскликнул Господь, велика вера твоя, пусть будет тебе так, как ты хочешь!" И дочь ея исцелилась в то же мгновение. Так слова, выявившие ее смирение, победили Самого Христа Спасителя!

Прошли века... И слова хананейской женщины дошли до сегодняшнего дня и мы слышали их вновь. Эти слова дают надежду всем отчаявшимся. Что же нужно? Нужно смириться. Найдется ли в нас такое смирение, какое было в хананейской женщине?! Нам дан талант, то есть сила Божия. Будем же употреблять ее, поучаясь сегодня у простой женщины-хананеянки, говоря: „Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас". Аминь.