На главную

 

 

МОСКВА: 3 декабря 2012 г.
В Православном Тихоновском Гуманитарном Университете состоялся показ фильма "Соборъ 2006" - документальной хроники исторического IV Всезарубежного Собора Русской Зарубежной Церкви

На показе фильма присутствовали ключарь кафедрального собора в г. Сан-Франциско, старший секретарь IV Всезарубежного Собора протоиерей Петр Перекрестов, ректор Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев, проректор по международной работе священник Георгий Ореханов, преподаватели, студенты Университета и многочисленные гости.

Демонстрация фильма состоялась в рамках празднования 5-летия подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей.

Перед показом отец Петр сделал небольшой экскурс в историю Всезарубежных соборов. В Русской Зарубежной Церкви за всю историю ее существования было всего четыре Всезарубежных собора, которые проходили с участием епископата, клира и мирян, представителей всех епархий и разных общественных организаций. Первый такой собор имел место в 1921 г. в Сремских Карловцах, председателем на нем был митрополит Антоний (Храповицкий). Собор был связан с начальной организационной стадией Русской Зарубежной Церкви. Второй Всезарубежный собор был созван в 1938 г. также в Сремских Карловцах и проходил под председательством второго Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского). На нем были обсуждены вопросы по укреплению церковной организации Русской Зарубежной Церкви и духовного окормления русской эмиграции. Третий Всезарубежный собор проходил в 1974 г. в Свято-Троицком монастыре в Джордавнвилле под председательством третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Филарета (Вознесенского). Отец Петр Перекрестов рассказал знаменательную историю о том, как владыка Филарет был избран Первоиерархом. На Архиерейском Соборе 1964 г., когда проходили выборы Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, два кандидата – архиепископ Никон (Рклицкий) и святитель Иоанн (Максимович) – набрали равное количество голосов в первом туре. Когда во втором и третьем туре ситуация повторилась, то святитель Иоанн (Максимович) согласился снять свою кандидатуру в пользу самого молодого по хиротонии архиерея, которым оказался митрополит Филарет (Вознесенский), занимавший кафедру в Австралии. В результате он и был единодушно избран на пост Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Последний, IV Всезарубежный собор, был созван в 2006 г. в Сан-Франциско, его основной задачей было рассмотрение вопроса о восстановлении единства с Русской Православной Церковью. Отец Петр отметил знаменательность выбора данного города для проведения собора, поскольку в Сан-Франциско в свое время занимал кафедру святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский.

В фильме «Соборъ 2006» была представлена документальная хроника IV Всезарубежного Собора Русской Зарубежной Церкви. Австралийскому режиссеру Николаю Шерману удалось передать зрителю то настроение, атмосферу, те особые переживания, которые прочувствовали и пережили участники Собора 2006 года. Кадры фильма отображают открытие Собора, торжественные богослужения, акафист перед Одигитрией русского рассеяния, Курско-Коренной чудотворной иконой и заседания Собора. Пришедшие в этот вечер могли увидеть, как проходило обсуждение на соборе, доводы и аргументы противников и сторонников воссоединения. В фильм также была включена редкая кинохроника исхода Белой Армии из России, разрушения храмов, моменты служения Святейшего Патриарха Тихона, а также впервые показаны неизвестные кадры, связанные со святителем Иоанном (Максимовичем).

По окончании просмотра ректор ПСТГУ, протоиерей Владимир Воробьев поблагодарил отца Петра за возможность увидеть уникальные кадры, а также отметил, что фильм каждому дает прочувствовать любовь, веру, истину, боль разделения, скорбь о потере единства и радость о его обретении. По мнению отца Владимира, подписание Акта о воссоединении - это великое дело, которое совершили митрополит Лавр и Патриарх Алексий II, это подвиг всей их жизни. Это победа не только двух иерархов, но всей Церкви и Православия. «Тело Христово – едино. И его разделение болезненно для обеих частей. То, что мы сейчас видели, этот собор – это великий подвиг, в котором победила любовь, победила вера», - заключил отец Владимир.

Отец Петр, отвечая на вопросы из зала, отметил, что Русская Православная Церковь Заграницей всегда считала себя свободным голосом Русской Церкви. Когда Россию терзали гонения, у Зарубежной Церкви была возможность объяснить миру о происходящих событиях. В то же время Зарубежная Церковь смогла прославить тех святых, которые не могли быть еще прославены в России, например, святого праведного Иоанна Кронштадского, Царскую семью, новомучеников.

До 1927 г. Русская Церковь была едина. Разделение произошло в 1927 г. после принятия декларации митрополита Сергия (Страгородского). В самой России многие иерархи перестали поминать митрополита Сергия и выступили с критикой его позиции - митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Федор (Поздеевский), епископ Серафим (Звездинский), епископ Афанасий (Сахаров) и др. Вплоть до 2007 г. действовал запрет на совместное служение иерархов и клириков Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Хотя на мирян запрет не распространялся, однако данная ситуация была болезненной для обеих частей Русской Церкви.

Реакция епархий на решение собора о восстановлении единства была различной. Многие приходы в Аргентине, Бразилии, в других странах Южной Америки не приняли решение собора и ушли в раскол. На сегодняшний день, по данным, приведенным отцом Петром, в Русской Зарубежной Церкви насчитывается 8 раскольничьих группировок, которые находятся во вражде между собой. Зачастую в раскольничьих группировках епископата и священства больше, чем простых прихожан. Говоря о возможных причинах ухода в раскол, отец Петр отметил, что многие приходы, особенно в Южной Америке, долгое время были изолированы, не имели постоянного архиерейского окормления. Многие миряне, наблюдая ссоры внутри раскольничьих групп, вообще перестали ходить в церковь. Однако существуют и те, кто возвращается в Церковь.

По словам отца Петра, подобного прецедента воссоединения никогда не было в церковной истории. Были случаи присоединения раскольников к Церкви. Существуют чины присоединения отпавших от Церкви. Здесь же речь шла о двух частях Русской Церкви. Одна из них больше, другая – меньше. Отец Петр уподобил воссоединение двух частей Русской Церкви таинству брака: «Это как богатая невеста и бедный жених. Перед алтарем они равны – это жених и невеста. Акт воссоединения – это реальное таинство: через что-то видимое происходит нечто невидимое. Это подобно таинству брака – две части объединяются и становятся единым Телом». Также отец Петр подчеркнул, что когда люди вступают в брак, то они учатся друг у друга. После этого акта воссоединения единую Русскую Церковь ждут совместные радости и скорби, разочарования и победы, что естественно и не должно вызывать тревоги.

Протоиерей Владимир Воробьев в конце вечера подчеркнул важность установления дружественных контактов, визитов, общения с собратьями из Зарубежной Церкви, что принесет большую пользу обеим сторонам. Отец Владимир обратил внимание на ту атмосферу любви, в которой проходил собор, на теплоту и взаимоуважение в отношениях между священством и епископатом. «Результаты гонений еще долго будут сказываться у нас. Они измучили и исказили наши души. Чтобы выздороветь, нам необходимо общаться с близкими, родными по вере братьями из Зарубежной Церкви», - подытожил отец Владимир.

В знак дружбы и теплых отношений со Свято-Тихоновским университетом отец Петр подарил библиотеке Университета очень ценную книгу - издание деяний IV Всезарубежного собора Русской Православной Церкви Заграницей, а также копию просмотренного фильма.

Highslide JS Highslide JS Highslide JS

Текст и фото А. Серебрича
www.pstgu.ru

Highslide JS