На главную


ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКАЯ И НЬЮ-ЙОРКСКАЯ ЕПАРХИЯ: 13 ноября 2006 г.
Посох и облачение, когда-то принадлежавшие приснопамятному митрополиту Филарету, отправляются в Москву

В воскресенье 12 ноября, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и во исполнение желания приснопамятного митрополита Филарета (Вознесенского; + 1985 г.) и завещания его келейника протодиакона Никиты Чакирова, митрофорный протоиерей Роман Лукьянов, настоятель Богоявленской церкви в г. Бостоне, в весьма торжественной обстановке передал в дар Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II посох и облачение третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Настоятель бы полетел сам в Москву, но не пустила болезнь. Поэтому, в этот день за Божественной литургией, совершенной заместителем настоятеля иереем Виктором Болдевскуль в сослужении клира храма, молился специально для сего направленный Патриархом Московским и всея Руси архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве. В конце Божественной литургии заместитель настоятеля обратился к многочисленным молящимся со словами назидания:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Часто в нашей жизни происходят события, значение которых мы полностью не понимаем. Двадцать пять лет тому назад Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви во главе с Первоиерархом Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом прославил Новомучеников и Исповедников Российских. Путь, приведший к прославлению этих святых, был нелегким, были разные мнения по этому вопросу, и некоторые люди были против прославления Царской Семьи. Тем не менее, наши архиереи проявили духовное мужество. Дальнейший ход событий явно показывает, что это их соборное решение явилось волей Божией и судьбоносным актом, подготовившим путь к возрождению жизни Святой Церкви на родине. Завершением проявления свободы действия для Церкви являются исторический для России Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. и прославление Новомучеников и Исповедников Российских уже всей полнотой Русской Православной Церкви.

Один из трех ныне здравствующих членов Архиерейского Собора, прославившего новомучеников в 1981 г., архиепископ Чикагский и Детройтский Алипий, в послании своему духовенству отметил, что церковная молитва имеет большое значение в жизни нашей паствы. Далее, Владыка пишет: «В течение более 70 лет в наших заграничных церквах мы возносили молитвы, чтобы Господь избавил нашу страну от безбожной власти, а Православную Церковь – от жестокого преследования. Наконец, после прославления Новомучеников и Исповедников Земли Русской к лику святых, советская власть стала давать трещины, и через несколько лет рухнула. Она рухнула без кровопролитной войны, и в этом был перст Божий.

Если смотреть по-духовному, то теперь можно сказать, что после прославления новомучеников начался предсоборный период, который закончился решением IV Всезарубежного Собора, прошедшего в этому году, о необходимости воссоединения двух частей Русской Православной Церкви.

Мужественный акт прославления новомучеников, совершенный владыкой Филаретом и его собратьями-архиереями положил начало нашей уже совместной молитве им о страждущей России. К этой молитве присоединялись и наши собратья на родине. Конец тяжелого периода мученических страданий Русской земли нужно понимать как проявление великой милости Божией по молитве сонма новомучеников и всех чад Русской Православной Церкви на родине и за рубежом. Созыв и богоугодные решения IV Всезарубежного Собора в свою очередь являются прямым последствием акта Святейшего Патриарха Алексия и его собратьев-архиереев, совершивших прославление новомучеников в 2000 г. Эта мысль выражается в следующей части резолюции IV Всезарубежного Собора: «Преклоняясь перед подвигом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных как Русской Зарубежной Церковью, так и Русской Церковью во Отечестве, мы видим в них тот духовный мост, который возносится над пропастью пагубного разделения в Русской Церкви и делает возможным восстановления чаемого всеми единства».

Те из нас, кто помнит и кому удалось видеть владыку митрополита Филарета в течении его 20-летнего первосвятительского служения в Русской Зарубежной Церкви, не может представлять его себе без его верного помощника и келейника отца протодиакона Никиты Чакирова. Отец Никита посвятил всю свою энергию, свои силы и всю свою жизнь служению своему Авве и наставнику. Как при жизни, так и после кончины владыки Филарета, отец Никита продолжать исполнять его желания и сохранять его духовное наследство.

А в чем заключается духовное наследство Владыки? Его можно узреть не в повседневных его ответах на свойственные его эпохе церковные вопросы временнего характера, а в главном мотиве его жизни, а именно в возрождении Святой Церкви в России и в возвращении русского народа к идеалам Святой Руси.

После кончины владыки митрополита Филарета отец Никита сохранил некоторые его облачения как святыню, поскольку многие почитали Владыку как человека праведной жизни. В том, что касалось тех облачений, которые приобрел сам отец Никита, владыка Филарет перед своей смертью передал ему устно свои пожелания. Об этом отец Никита говорил своему близкому другу, нашему настоятелю отцу протоиерею Роману, после кончины Владыки, последовавшей в 1985 г. Вскоре после этого заболел отец Никита, направивший отцу Роману письмо следующего содержания:

«Дорогой о Господе отец Роман! Благослови!

Вскоре после кончины владыки митрополита Филарета, с ведома владыки Лавра, мною были оставлены дубликаты архиерейских облачений покойного Владыки Первоиерарха, которые я изготовлял за свой счет, чтобы это было сложено и передано тебе, отче Романе, для хранения.

Мое здоровье плохое и доктора говорят, что долго я не проживу, посему завещаю тебе хранить их, а в свое время, когда Господь освободит Родину Россию, когда наступят благословенные дни, предсказанные преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем, – тогда отвези их на нашу Родину. Передай Святейшему Всероссийскому Патриарху, а одно облачение обязательно в Дивеевскую Лавру, и расскажи кому они принадлежали. Скажи, что хранили мы их как зеницу ока и скажи, что владыка митрополит Филарет, когда совершал чин прославления Новомучеников и Исповедников Российских, в своей чуткой душе переживал страдания каждого мученика и радовался их стойкости и непоколебимости и верности Истине.

Митрополит Филарет совершил великое дело прославления в 1981 г. Соборне и народне великим церковным торжеством он прославил многомиллионный сонм новых угодников Божиих.

На этом закончу. Прошу твоих св. Молитв и благословения.

С любовью о Господе,
грешный протод. Никита».

И вот, теперь, дорогие братие и сестры, настало время исполнения желания митрополита Филарета и завещания отца Никиты.

Сегодня в нашем храме отец Роман передает через отца архимандрита Тихона, наместника московского Сретенского монастыря, облачение того Первоиерарха, который прославил новомучеников за рубежом, тому Первосвятителю, который их прославил в России.

Братие и сестры, будем помнить силу молитвы и силу Всесвятого Духа, Который преодолевает наши человеческие слабости и направляет к Истине.

Путь к прославлению святых новомучеников был непростым. Путь к принятию «Акта о каноническом общении», евхаристически объединяющего обе части Русской Церкви, был также непростым. Но эти духовные подвиги завершились благополучно соборным решением наших архипастырей после длительной молитвенной подготовки.

Письмо отца Никиты – удивительно! Кто бы мог предвидеть в 1987 г., когда Дивеевский монастырь был закрыт, когда под безбожной властью исповедники продолжали страдать за Христа, кто бы мог предвидеть уже грядущее освобождение и преображение русской церковной жизни? Тем более, кто бы думал, что все это осуществится при жизни отца Романа? Письмо отца Никиты в прямом смысле является пророческим. И за словами отца Никиты в этом письме ясно слышится пророческий голос владыки Филарета.

Сейчас мы отслужим панихиду по приснопамятным митрополиту Филарету и протодиакону Никите. Вознося молитвы о упокоении их, будем благодарить Господа, что наступили «благословенные дни, предсказанные преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем», благодаря чему мы сподобляемся ныне исполнить завещание нашего наставника, владыки митрополита Филарета. Аминь».

По окончании Божественной литургии облачения, предназначенные для Патриарха Московского и всея Руси и Дивеевского монастыря, были вынесены из алтаря на середину храма и положены рядом с панихидным столиком, у которого отец Роман Лукьянов возглавил панихиду в сослужении своего заместителя иерея Виктора Болдевскуль, протоиерея Алексия Микрикова и клира храма. После пения «вечной памяти» настоятель храма обратился к архимандриту Тихону со словами приветствия, обрисовав жизненный путь владыки Филарета. В глубокопрочувствованном ответном слове архимандит Тихон отметил важность этого события для Русской Православной Церкви и преподнес настоятелю храма наперсный крест от Святейшего Патриарха и икону новосвященномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, с частицей его святых мощей для хранения в Богоявленской церкви. Затем хор под управлением В.П. Руденко весьма торжественно исполнил «Тебе Бога хвалим» Бортнянского, а многочисленные молящиеся долго подходили и прикладывались к облачениям третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

См. письмо отца Никиты в формате PDF здесь.

www.bostonrusschurch.org