Протоиерей Ростислав ГАН (†1975)

Единообразие в богослужении

  Перед III Всезарубежным Собором Русской Православной Церкви заграницей (1974 г. – ред.) в печати высказывались пожелания о введении единообразия в наше приходское богослужение. Мысль сама по себе хорошая, но едва ли осуществимая... Никакие указы или циркуляры делу не помогут. Иной священник и хочет ввести более или менее уставную службу, но не оказывается на клиросе знающего человека, у другого регент или псаломщик отказывается исполнять нужные песнопения и молитвы, у третьего староста или ряд прихожан устраивают ряд неприятностей из-за «длинных» служб, и т.д. Нужно и духовенству и мiрянам привить и любовь к богослужению, и понимание его, тогда и приходское богослужение примет свой нормальный вид и вопрос об единообразии в богослужении потеряет свою остроту.

Нам попался в руки экземпляр календаря на 1921 год, изданный в Петрограде, по благословению петербургского митрополита Вениамина (через год ставшего священномучеником), Обществом Православных Приходов Петрограда и его губернии. В его редакции принимали участие профессор Богословского Института в Петрограде (б. профессор Петербургской Духовной Академии) И.А. Карабинов, П.П. Мироносицкий и др. В нем помещена замечательная статья «О церковном богослужении», которую и приводим без всяких изменений.

«Богослужение — основной нерв церковной жизни вообще; оно объединяет мiр горний с дольным, связывает воедино — живущих, с поколениями отошедшими, ставит их пред Лицем Господним, и отрешает от невзгод и печалей земных. Православное богослужение располагает для этого исключительным, несравнимым богатством и красотою; над созданием его трудились святые и благочестивые мужи и жены многих веков. “Со страниц Церковного Устава веет и умилительным духом древней церковной жизни, то благочестивого Константинополя, то подвижнического Египта и Фиваиды... Если же принять в соображение множество ветхозаветного материала, то мы переживаем и священную библейскую древность церкви патриархов и пророков... В этом и тайна глубокого действия на душу православного богослужения, что участвующий в нем воспринимает влияние Церкви всех времен, в лице лучших ее сил, и живет жизнью всей Церкви, и это влияние исходит не только от поэзии и музыки богослужения, но и от самой архитектоники его” (проф. Скабалланович).

Бездонная глубина Православия обладает в богослужении средством приблизиться к уму высокообразованному, так и к простецу, и вызвать слезы умиления и отнять слезы печали, вознести в горний мiр и дать утешение среди скорбей действительности. Это поистине великое богатство, хранение коего должно составлять предмет неустанных забот, ибо пред нами примеры того, как легко лишиться этого сокровища или не сохранить его полностью; достаточно известно, что латинство почти вывело из общественного церковного употребления древний, во многих отношениях близкий к православному, круг суточных богослужений, оставив его почти для одного духовенства, и, заменив для мiрян разного рода молебствиями, проповедями, литаниями, подобными нашим акафистам и т.п. Не менее печальным уроком для нас могут служить наши старшие братья о Христе — греки, современный типикон которых является искаженной тенью древнего, созданного ими же величия, а исполнение таково, что лучше о нем умолчать. Но если некоторым оправданием для латинян может быть латинский язык и сравнительная бедность церковной поэзии, а для греков — иноверное владычество, то у нас нет, или почти нет, извинения за то небрежение, с которым мы относимся к совершению богослужения и за те бесконечные уклонения от идеала, предписанного церковным уставом, какие ежедневно наблюдаются у нас не только в приходских храмах, но и в кафедральных соборах и обителях. Бесчисленны и разнообразны виды этих уклонений и проявления этого небрежения, — они касаются и строя служб, и состава их, и исполнения, и времен. Если и прежде у нас богослужение не всегда соответствовало своему времени, то теперь с вкоренившимся почти везде злоупотреблением совершать утреню с вечера, даже с первым часом, несоответствие перешло все пределы мыслимого. Состав богослужения терпит произвольные изменения от неумелых и неграмотных сокращений и безвкусных наслоений, — вселенская полнота праздничного последования нередко приносится в жертву акафистам новейшего происхождения, далеким от каких-либо достоинств древних песнопений великих творцов. Излишне упоминать о том, во что обратилось периодическое стихословие псалтири. Да и только ли псалтирь? Разве мы имеем возможность в течение года за литургиями прослушать полный круг новозаветных чтений? Разве не прерывают его постоянно заупокойные чтения, содействуя превращению литургии из общественной службы в требу, из которой выкинуто все, что является отличием данного дня, до тропаря и кондака включительно. Вообще замечается и в других отношениях стремление к обезличению, к подмене отличительного — общим, к забвению предпразднеств и попразднеств и т.п. А это и есть сокрытие великого богатства. Сколько у нас еще в недавнее время составлялось разного рода последований на разного рода случаи и события и никто не обратил внимания на имеющееся в Большом Требнике “последование на различныя литии”, древнее и прекрасное, могущее и быть приспособленным и послужить образцом. Не будем говорить о том, что осталось в нашей ежегодной практике от заупокойных и погребальных служб. — Это слишком тяжело и слишком известно. Все это предмет глубокой скорби для возлюбивших благолепие дома Господня, которые видят, как часто нерадение, недомыслие, невежество, при совершении богослужения производят прямой соблазн, и источник радости и освящения делает причиной гнева и осуждения. Повинны в этом не только немощи, ибо дело не в сокращениях самих по себе, а в неразумных и в неумеренных сокращениях, — к немощам неоднократно снисходит и сам устав, — главной причиной мы считаем незнакомство с Уставом, отсутствие понимания красоты церковной, еще хуже — пренебрежение к предписаниям Устава, как чему-то менее ценному и, даже, отжившему.

Необходима борьба с этими явлениями. Ставя Типикон, как идеальную норму богослужения, следует указывать на различные степени приближения к ней, на необходимость, приспособляя ее к современной жизни, не поступаться ее духом. Возможно выработать тот “минимум” исполнения, дальше коего “минимума” сокращения равносильны полному уклонению от этой нормы. Необходимы периодические напоминания об особенностях богослужения в те или иные времена, о забытых и забываемых памятях, последованиях и т.п. С благословения Владыки-Митрополита Петроградского Вениамина, уже и теперь возрождаются древние песнопения и чины; надо содействовать их большему распространению в противовес новейшим наслоениям».

Приведенная статья не только не потеряла своей остроты, но и является особенно современной и своевременной. Ведь часто тот произвол, который приобрел права гражданства в наших приходах, при отправлении богослужений, обусловлен непониманием и незнанием Церковного Устава. Священник знающий, понимающий и любящий церковную службу привьет это знание и понимание и любовь богомольцам, посещающим его храм. Правда, необходимо проявить выдержку, терпение, но плоды будут добрые... Благоговейное совершение богослужения согревает душу, научает молитве, и люди уже тянутся к богослужению, т.к. получают и удовлетворение и духовное утешение; для них пропустить известное богослужение уже большое лишение, ничем невознаградимое. Думается, что указанные выше мысли внесут свежую струю в разрешение «пререкаемого» вопроса.

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]