Протопресвитер Михаил ПОМАЗАНСКИЙ

В день Святой Троицы

   После Божественной литургии в светлый благоуханный праздник Пресвятой Троицы – торжественная умиленная Троицкая вечерня с тремя вдохновенными коленнопреклонными молитвами.

Первая молитва – Богу Отцу.

Вторая – Господу Иисусу Христу о нас грешных, на земле живущих.

Третья – Господу Иисусу Христу об усопших в вере наших братьях.

Только в редкие дни, особые моменты богослужебного круга возносится в храме непосредственная, прямая молитва Богу Отцу. В круге дневных служб такова евхаристическая молитва пред престолом на Божественной литургии между пением «Верую» и «Отче наш», когда воспоминательно приносится бескровная жертва Сына Божия. Но в день Святой Троицы – живое сознание, что Спасителем нашим разрушены все преграды, исполняет верных священного дерзновения во Христе к Богу Отцу Единому, ибо Христов – Сын в дому Своем; Егоже дом мы есмы.

«Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме, непременнне, непобедиме, незлобиве Господи, Едине имеяй безсметрие, во свете живый неприступнем»... Найдем ли более возвышенные слова, чем эти начальные слова первой Троицкой молитвы Богу, Неописуемом в Своем Существе?

Бог! Только слабыми намеками можно обозначить то, что мысль наша называет этим таинственным Именем. Вот образец таких обозначений в изложении преподобного Иоанна Дамаскина:

Бог – Существо несозданное, безначальное, безсмертное, и безпредельное, и вечное, невещественное, благое, всетворящее, праведное, просвещающее, неизменное, безстрастное, неописуемое, необъемлемое, неограниченное, неопределяемое, невидимое, недоступное для ума, не нуждающееся ни в чем, самодержавное и независимое, вседержительное, жизнеподательное, всесильное, безконечно могущественное, освящающее и ведающее, обнимающее и содержащее все вместе и обо все промышляющее» (Преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры». Кн. I, гл. XIV. Свойства Божественной природы).

Непостижимый Бог явил Себя мiру, чрез пришествие в мiр и воплощение Сына Божия и чрез ниспослание Святого Духа в мiр, в Церковь Христову. Бог в свете живет неприступнем. Но Бог и с нами в человеческом образе, в лице Господа Иисуса Христа. И Бог в нас в благодати Духа Святого. Как же близок к нам Бог в Пресвятой Троице! Божие Имя в христианстве – Троица – свидетельствует нам, что Бог есть над нами, что Бог есть с нами, что Бог есть в нас.

И потому не удивительно, что мыслью о Пресвятой Троице проникнута и освящается вся наша православная церковная жизнь, всякая молитва, все богослужение, вся Церковь; и конечно, прославление святых Божиих совершается во Святой Троице, для славы Триипостасного Бога, во святых почивающего.

Вдумайтесь в построение любой, хотя бы самой небольшой и наименее торжественной церковной службы: как вся она пронизана идеей Троицы!

Начальные молитвы: Святый Боже, Слава и ныне, Пресвятая Троица, тройное Господи помилуй, Слава и ныне, молитва Господня с возгласом Яко Твое есть царство, – все Богу Триипостасному.

А далее – многократно повторяющееся Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, возгласы ектений во имя Отца и Сына и Святого Духа, тройное Приидите поклонимся, три псалма, тройное Аллилуиа трижды, тройное Господи помилуй, и вновь и вновь группа молитв от Трисвятого по Яко Твое есть царство, – все во славу Пресвятой Троицы.

Перечислим ли все символы троичности: в крестном знамении во имя Отца и Сына и Святого Духа, в сложении самих перстов для него, в троекратности знамения, в троекратных осенениях священными предметами, в трехсоставности креста, в троечастность служб церковных и самого храма и в различных других формах устава и быта церковного?

Предназначенная для сосредоточенной молитвы в тишине ночи полунощница воскресная есть один непрерывный гимн Господоначальней херувим и Богоначальней без сравнения серафим. Нераздельней Троице во единице, лучезарными молниями осиявающей сердца молящихся, как поется в похвалах Троичных.

Что же сказать о торжественных службах: о всенощном бдении, открывающемся возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...»? о самой Божественной литургии, вводящей нас в область Царствия Божия от ее первого возглашения: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»? зовущей нас «возлюбить друг друга ради высочайшей цели – «да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную»?

Бог есть любовь. И Сын Божий перед крестными страданиями молился Отцу о верующих в Него: «Я открыл имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и я в них». «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино...»

Подумаем с трепетом, умилением и благодарением, что эта величайшая в истории мiра молитва есть молитва о нас!

Нам открыто имя Святой Троицы, чтобы, входя глубже и глубже в жизнь Церкви, нам самим скрепляться любовью друг к другу во Христе по образу единства Святой Троицы. Всякая молитвенная мысль о Единосущной Троице есть не только слава Божия, но вместе и научение, напоминание нам любить брата своего, видеть в нем образ Божий, члена единого тела Церкви Христовой.

Задача поставлена нам святая, бесконечная, вечная: быть едино в нашими братьями так, как едины Дух Святый и Сын Божий с Богом Отцом. Преклоним умы и сердца наши пред величием этого призыва-задачи и единодушно будем соединять свою мысль с возгласом Церкви:

«И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Из сборника «О жизни, о вере, о Церкви», выпуск первый,
издание Свято-Троицкого монастрыя, Джорданвиль, 1976

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]