ПРОПОВЕДИ
 
Протоиерей Михаил Константинов

 

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
(из серии проповедей по русскому радио в Австралии)

Догмат иконопочитания занимает особое место в ряду христианских догматов и имеет особенную историческую судьбу. Более столетия иконоборческая ересь раздирала Церковь Христову. По повелению императоров-иконоборцев святые иконы выбрасывались из храмов, уничтожались и сжигались, а ревнители Православия подвергались жестоким преследованиям. Даже определение 7-го Вселенского Собора в 787 г., утвердившее догмат иконопочитания, не принесло Церкви желанного мира. Еще лет пятьдесят после этого собора иконоборческая ересь продолжала волновать Церковь вплоть до 842 г., когда иконопочитание было повсеместно восстановлено. В память этого события Церковь установила ежегодно в первое воскресенье Великого поста совершать празднование «Торжества Православия». Седьмой Вселенский Собор указал, что существование икон и их почитание Церковь основывает не на Священном Писании, на отсутствие доказательств из которого ссылались иконоборцы, а именно на Священном Предании. Первая икона Спасителя, Нерукотворный Образ, существовал, когда новозаветного Священного Писания еще не было. Само Священное Писание является записанным Священным Преданием. В течении первых десятилетий своей истории Новозаветная Церковь не имела Писания и жила только Преданием.

Седьмой Вселенский Собор утвердил боговдохновленность иконы, потому что тот же Дух Святой, Который вдохновляет учение Апостолов и Святых Отцов, является и вдохновителем иконописания. И в том и в другом случае источник вдохновения один и тот же. Это и дает право называть икону «богословием в образах» наравне с богословием в слове (Священным Писанием).
Намоленные иконы первых веков христианства до нас не дошли, но о них сохранились как церковные предания, так и исторические свидетельства. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ», «портрет». В истории Церкви Евсевия, епископа Кесарии Кападокийской, жившего в третьем веке есть следующая фраза: «Я видел множество портретов Спасителя, Петра и Павла, которые таким образом сохранились до нашего времени». Так же Евсевий подробно останавливается на описании статуи Спасителя в городе Панеаде (Кесарии Филипповой в Палестине), воздвигнутой кровоточивой, исцеленной Спасителем.
При рассматривании вопроса о иконопочитании мы должны понимать разницу между изображением и изображаемым. Икона не может быть единосущна изображаемому первообразу, иначе она была бы не изображением, а самим изображаемым, имела бы с ним одну природу. Честь воздаваемая образу – воздается первообразу. Невозможное для изображения в Ветхом Завете, становится возможным в Новом, когда Бог Слово, Вторая Ипостась Святой Троицы, неописуемый ни словом, ни образом, воспринимает человеческую природу, рождается от Девы Богородицы, оставаясь совершенным Богом, становится совершенным Человеком, становится видимым, осязуемым, следовательно и описуемым. Таким образом самый факт существования иконы основывается на Боговоплощении. Поэтому в глазах Церкви отрицание иконы Христа является отрицанием истинности и непреложности самого Его вочеловечения и, следовательно, отрицанием всего домостроительства нашего спасения. На Седьмом Вселенском Соборе Церковь вынесла осуждение иконоборческой ереси. В наши дни еще есть люди, проповедующие ересь иконоборчества и отрицающие почитание святых икон. Будем молить Господа о том, чтобы они «в разум истины пришли», и чтобы мы стали примером православно-христианской веры и жизни. Аминь.

Протоиерей Михаил Константинов*

* Отец Михаил Константинов более 30-ти лет настоятельствует в Арханегло-Михайловской и Георгиевской церквей в пригородах г. Сиднея, Австралия.