Слово на Пасху Христову святителя Ханькоуского Ионы (Покровского;
+1925 г.),
прославленного Русской Зарубежной Церковью в октябре 1996 г.
Христос Воскресе!
Вот, уже несколько
лет Пасху Христову встречаем мы среди ужасов и потоков крови мировой
брани. Радость Воскресения, неодоленная и всеми силами, вновь сходит
на землю, объятую величайшей скорбью, политую слезами сирых и несчастных,
шумящую воплями и стонами народов – мучеников за веру и правду Божию...
И неужели невыносимые
страдания сотен тысяч человеческих душ не вознаградится Высшею Правдою?
На этот вечный вопрос есть лишь один удовлетворительный ответ –
это воскресение Господа нашего Иисуса Христа из гроба. Только радость
Воскресения с избытком покрывает всю скорбь мира и не может быть
побеждена ею во веки!
Воскресение
Господа осмысливает человеческую скорбь, возводя ее на степень искупительной
жертвы за океаны людских беззаконий. Всякий страдалец, верующий
в Искупителя мира, участвует в таинстве Креста Христова, и тем приближает
тот миг невыразимого блаженства, когда зло и смерть будут навсегда
побеждены Воскресшим, - небо сольется с землей, и положено будет
начало новой жизни, от одного созерцания которой забываются моря
человеческой крови и жутких страданий... Мученики всех веков, стран
и народов, полные светлого торжества, воспоют Господу Богу песнь
любви и благодарности, ибо всецело поймут тогда Божьи цели в бытии
вселенной.
Воскрес Христос
– и все становится ясным, как Божие небо в прекрасное майское утро;
верится в Божественную Правду, царящую над миром, и сквозь все ужасы
мировой брани – ярко сияет над миром святая любовь Христова... Муки
лучших людей не напрасны: ими покупается высшее благо, счастье вечности,
и один миг этого реально грядущего великого счастья, бесконечно
превышает все земные бедствия...
Блаженны те
страдальцы, которые полны этой немеркнущей надежды, и среди этих
многочисленных страдальцев, нам, конечно, ближе всего – наша мать
страдалица – Святая Русь...
Если поставить
более или менее широко вопрос – что совершается сейчас в жизни русской?
– то правдивый ответ будет краток:
– «Голгофа»...
С зачатка дней
своих пошедшая крестным путем, Русь пришла теперь в область особой
напряженности ужаса и страданий, среди которых уже близко великое:
«Совершилось!»
Голгофу жизни
русской не олицетворяют только последние годы междоусобицы – муки
наши давно разлились в науке, живописи, литературе, архитектуре,
музыке, искусстве вообще – всюду страдание за идеал, за достижение
правды.
Одна из лучших,
по правдивости, живописных характеристик наше самобытности – Нестеровская
«Святая Русь». Посмотрите, как идет она от своей жизненной «Голгофы»
к «Воскресению», – идет, измученная в бурях жизни, – к тихому пристанищу
– Христу и Его правде!
Муки исторической
и социальной жизни народа русского дали даже песне его минорный
тон; он, как говорит Некрасов, «создал песню, подобную стону»...
Создал многое
народ русский в основу культуры родной – своим необычайным терпением
и трудом – и с чем же переплетаются эти драгоценные свойства!?
Народ русский, как характеризует его Некрасов, – «до смерти работает,
до полусмерти пьет»...
Если не брать порочных исключений, то объяснение и пьянства будет
одно: – С горя...
Вспомните интеллигентного алкоголика – одного из героев бессмертного
Достоевского – Мармеладова...
Чего искал
он, проводя все время в пивных и трактирах?
– «Скорби,
скорби искал я на дне его, – говорит он, опоражнивая бокал в компании
Раскольникова: – скорби и слез... Искал и нашел»...
И затем, посмотрите,
какая глубина надежды христианской на воскресение человека и веры
в благость Господню оказалась в нем, когда он в фантазии своей рисовал
великое милосердие Творца к слабоволию пьяненьких.
– «Приидите
все пьяненькие, приидите все слабенькие», скажет, по мышлению Мармеладова,
Христос им не страшном суде:
«Свиньи вы»...
Вот, какая
вера в безмерную любовь Господню к Его согрешающему, но, все же,
венценосному созданию; вера в торжество человека, в его перерождение,
в обновление жизни...
Вера в будущее
вдохновила Раскольникова бодро идти к искуплению вины страданием
и через то – к своему возрождению, и повести за собою Соню Мармеладову,
идущую тернистым путем жизни.
Вспомните,
замечательное место из «Преступления и наказания», где Раскольников
и Соня углублены в евангельскую главу о воскрешении Лазаря!
Вот – момент,
когда в их жизненной Голгофе «совершилось» спасение от прошлого,
зажглась новая светлая жизнь над мраком отринутого порока...
Люди, несомненно,
тяготевшие к Правде, тосковавшие по ней, но бывшие как бы во гробе
человеческой закоснелости, – настолько почувствовали силу Христову,
что, вместе с ожившим Лазарем, вышли из своего гроба, почувствовали
в себе живую жизнь, дающую способность к деятельной любви...
И весь русский
народ, верующий во Христа и Его правду, верит и в свое воскресение
и в обновление жизни, в ее страданиях закаляя волю свою.
Эта вера в
воскресение кладет светлые блики на траур искусства и, например,
хмурый Чехов устами нескольких героев говорит: «Мы увидим жизнь
светлую, радостную, прекрасную, мы порадуемся и отдохнем... Я верю
горячо, страстно»...
Суммировка,
так сказать, тоски самых разнообразных людей русского общества сводится
к недостигнутой Правде Божией, каждым по своему понимаемой, но все
же – Правде...
А так как единая
совершенная Правда – Бог, то, следовательно, и стремления людей
повести жизнь по правде, так сказать «по-хорошему» – могут быть
приравнены к рвению жить «по-Божьи», возродиться для новой жизни.
Человеку нужен
Бог и нужно бессмертие для веры в торжество человека.
– «Если бы
не было Бога, – говорит герой Чехова в «Палате Ь 6», – то Его выдумали
бы люди... А я глубоко верю, что, если нет бессмертия, то рано или
поздно изобретет его великий человеческий ум»...
Смотрите: два «если» и какая вера в «венец творения», в его немеркнущее
сияние.
– «Если бы
не было Бога... Если нет бессмертия...» – тут так и чувствуется
ваожность наличия того и другого.
Народ русский
воскресение свое, а затем и бессмертие в жизни загробной и исторической,
найдет только путем страданий, ибо он верен Тому, Кто Сам через
страдания дал ему возможность достижения истинной жизни в свободе...
Вот почему
страдания не страшны русскому народу, помнящему слова Своего Божественного
Учителя: «В мире будете иметь скорбь – но мужайтесь: Я победил мир».
Несомненно
и в нынешнем году Пасха Христова наполнит сердце русских людей целыми
потоками небесного света и ангельского ликования.
Все так же
как и раньше, всемощным и вечным победным торжеством будут звучать
на всем миром святые слова великого приветствия – Христос Воскресе!
|