Священник
Серафим Ган
«ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ»
В эти святые и великие дни святой Четыредесятницы, Церковь Христова
призывает нас к спасительному воздержанию, о котором Молдавский
старец преподобный схиархимандрит Паисий Величковский писал: «Если
удержишь чрево, войдешь в рай, ибо воздержание есть убийство греха,
удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай вечных благ».
Высока и сильна эта добродетель христианская! Поэтому Святая Церковь,
видя спасительность этого подвига, премудро установила 40-дневный
пост перед Страстной неделей и празднованием Воскресения Христова,
чтобы чада Церкви, во-первых, следовали примеру Спасителя, постившегося
40 дней, и, во-вторых, чтобы мы достойно встретили заключительные
события искупительного подвига Господня и неосужденно причастились
Плоти и Крови Христа Воскресшего в самую ночь «умерщвления смерти
и адова разрушения» (из канона Пасхи). Многие из нас, живуших в
миру и постоянно озабоченных житейскими делами, не имеют возможности
в это время покаяния «отложить попечения» и посещать все богослужения
первой недели Великого поста. А посему, хотелось бы поведать читателям
нашего узла о жизни насельников нашей «Зарубежной Лавры», как любил
называть Св.-Троицкий монастырь в Джорданвилле покойный Митрополит
Анастасий (Грибановский; + 1965 г.), в первые дни «чистой седмицы».
В Прощеное воскресенье, вечером, монахи и студенты нашей семинарии
собираются в Троицком Соборе на малое повечерие с чином прощения.
После чтения молитв «на сон грядущим», Высокопреосвященнейший Митрополит
Лавр произносит слово, в котором испрашивает прощения у монастырской
братии и напоминает присутствующим о необходимости прощать «ненавидящих
и обидящих нас» для достижения Царства Божия. Затем, начинается
чин прощения с ликующим общенародным пением пасхальных стихир. Итак,
испросив у всех прощения, каждый с чистым сердцем и спокойным духом
возвращается в свою келью, ожидая наступления «печальных дней Великого
поста».
На следующее утро, в чистый понедельник, полунощница начинается
в 5:30 утра, а затем совершается великопостная утреня, содержащая
в себе некоторые уставные особенности. После великой ектеньи, вместо
«Бог Господь» поется «аллилуия» и троичны гласа. Вместо двух кафизм
читаются три, а в конце их – назидательные поучения преподобного
Ефрема Сирина. Затем, очередным служащим читается молитва «Спаси,
Боже, люди Твоя», после чего читается канон святого дня с так называемым
трипеснцем Триоди постной и торжественным пением ветхозаветных песен,
находящихся в конце Псалтыри. По 3-й песни Высокопреосвященный настоятель
читает сказания из «Лавсаика», а после 6-ой читается житие святого
дня из «Пролога». После 1-го часа, монашествующие и семинаристы
с паломниками прикладываются к иконам и частицам мощей святых угодников
Божиих в верхнем Троицком соборе и в нижней Иовлевской церкви, где
хранится ковчег с мощами киево-печерских святых, чтимая копия Почаевской
иконы Божией Матери и другие святыни. После краткого отдыха читаются
часы с кафизмами и поучениями из «Лествицы» преподобного Иоанна
Лествичника, великого наставника иночествующих и игумена горы Синайской.
В конце изобразительных присоединяется вечерня, относящаяся уже
к следующему дню. На всех вышеупомянутых богослужениях читается
молитва преподобного Ефрема Сирина, выражающая горячее стремление
человека к покаянию и добродетелям. После вечерни совершается лития
по всем «праотцам, отцам и братиям нашим». Затем, братия разделяет
совместную сухояственную трапезу, за которой читаются поучения Святителя
Феофана, Вышенского Затворника. С понедельника до четверга, вечером
совершается великое повечерие с чтением Великого канона преподобного
Андрея Критского. После вечерних молитв, все лобызают святые образа
и принимают благословение от Высокопреосвященного настоятеля.
В среду и пяток совершается Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским
чином. По окончании Литургии в чистый пяток прочитывается канон
великомученику Феодору Тирону, а затем освящается коливо в память
великого чуда святого Феодора. Вечером совершается великое повечерие
с трехканонником, акафистом Божией Матери и вечерними молитвами,
во время которого все насельники, семинаристы и паломники исповедываются.
Утром, в Феодоровскую субботу, полунощница начинается в 5 часов
утра; после утрени на два клироса поется канон к Божественному Причащению.
Затем, после краткого перерыва, начинаются часы и Литургия, за которой
все причащаются Святых Таин.
Всенощное бдение в канун Торжества Православия начинается в 7 часов
вечера. Интересно отметить, что до установления сего торжества в
842 г., первое воскресенье Великого поста было посвящено святым
пророкам Божиим, о чем свидетельствует «самогласен дня» 6-го гласа
«на хвалитех» в день этого праздника: «Моисей во время воздержания
закон прият, и люди привлече: Илия постився, небеса заключи: трие
же отроцы Авраамстии, мучителя беззаконующа пощением победиша...».
Архиерейскую Литургию в этот день возглавляет Высокопреосвященнейший
Митрополит Лавр в сослужении многочисленного сонма монастырского
духовенства, преподавателей семинарии и гостей в священном сане.
После Литургии начинается молебное пение «об обращении заблудших»
с чином Православия. После анафематствования всех еретиков, не принимающих
учения и законоположения Святой Церкви, следует провозглашение протодиаконом
«Вечной памяти» всем поборникам православия, а затем и многолетствия
Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и всем правосодержащим
Веру Христову.
На следующий день братия и студенты возвращаются к своим послушаниям
и занятиям. Несмотра на продолжительные, уставные богослужения с
многочисленными поклонами и строгий пост с сухоядением, насельники,
по Апостолу, «изнемогая, не изнемогают».
В заключение хочу привести слова известного иеромонаха Арсения,
подвизавшегося на Афоне в «Русике» в ХIХ столетии: «Победа чрева
преславна и предивна; таковой вкушает уже не земную, а небесную
пищу; он подобен вышедшему из смрадного места в чудный сад».
Дай Бог и всем нам богоугодно провести это время и удостоиться победного
вхождения в этот чудный сад воздержания, славословя всесветлое восстание
Человеколюбца Бога!
свящ. С. Г., сотрудник редакции.
|