ПРОПОВЕДИ
 

Протоиерей Леонид Колчев

Поучение в неделю Ваий или Цветоносной.

Евангелие от Иоанна, зач. 41 (ХII, 1-18).

Ныне св. Православная Церковь творит молитвенную память в честь того события, которое имело место в земной жизни Иисуса Христа за шесть дней до еврейской пасхи.

Ученики Христовы, исполняя волю своего Учителя, привели молодого осленка, на которого никто из людей ещё не са-дился, покрыли его своими одеждами, посадили Иисуса Христа и открылось торжественное, но в то-же время скромное шествие из небольшого селения Вифании в Иерусалим. Толпа наро-да во множестве собравшаяся отовсюду на праздник Пасхи, узнав что идет их любимый Учитель, прославленный мно-гими дивными знамениями и чудесами, устремилась к Нему навстречу. Очевидно полагая, что это есть начало ожидаемоrо тогда славного царства Израиля, охваченные радостно, одни сни-мали с себя одежды и расстилали их по пути, другие, по обычаю востока того времени встречать победителей с пальмовы-ми ветками в руках, срезывали таковые и, махая ими, восторженно кричали: осанна, т. е. даруй спасение, сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних, Царь Израилев!"

На этом фоне торжествующей толпы, одетой в яркие восточные ткани и залитой лучами солнца с высоты безоблачного неба, заметно выделялось сосредоточенное грустное лицо Христа: Среди этого моря людей Он замечал книжииков и фа-рисеев, так сказать, шипевших злобой зависти. Он знал, что эти восторженные крики осанна скоро заменятся диким воплем распни, распни Его. Не имамы царя, токмо кесаря. Он предвидел, что этот преступный город, чарующий вид которого открывался теперь с горы Елеонской, скоро будет разрушен, так что не останется камня на камне. Он видел, что многие и потом не будут пользоваться Его крестными заслугами и, как бы распиная Его во второй раз, отвернутся от Его любви и погибнуть. Христос даже заплакал...

Пo примеру еврейского народа и мы ныне, молитвенно встречая Господа, на всенощной стоим с вербами и возженными свечами. Глубокий таинственный смысл заключается в этом обычае.

Подобно тому, как природа после долгого зимнего сна, с наступлением весны какъ-бы вновь пробуждается и, так сказать, первою ласточкой этого является верба, так и люди после своей смерти рано или поздно все проснутся. И воскреснут праведники для вечно блаженной жизни, где просветятся как солнце в царствии Отца небесного, на что указы-вает свет заженных в руках наших свечей, а грешники... грешники... впрочем не будем говорить о них, чтобы не омрачать праздничного торжества. Верба, которую мы держали вчера в руках еще дышала жизнию свежести и, будь она на дереве, скоро оделась-бы листьями, украсилась плодами, но срезанная — мало-по-малу начинает засыхать. Как это напо-минает слова Христа: Я есмь лоза виноградная, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода, а кто не пребывает во Мне, извергается вон, как ветвь, и засыхает, яко без Мене не можете творити ничесо-же (Иоан. 15, 1, 5-6). Так пусть каждый из нас одевается листьями здравых мыслей и украшается плодами веры и благочестия.

Итак, братие мои, взирая на освященную вербу, которую мы обыкновенно храним на почётном меcте рядом со святыми иконами, будем помнить об ожидающем нас воскре-сении. Взирая на вербу, научимся питаться жизненными соками "древа блогосеннолиственного", т. е. Церкви Христовой. Взирая на вербу, не будем уподобляться тем, которые огорчили Го-спода и погибли "во тьме и сени смертней". Взирая на вербу, радостно воспоем Христу Богу нашему: "Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне". Аминь.