протоиерей
Леонид Колчев
Поучение
в Неделю 5-ую Великого поста.
Евангелие от Марка, зач. 47 (Х, 32-45).
Иисус Христос приходил на землю затем, чтобы избавить нас от греха,
проклятия и смерти. Для этого Он принес с неба совершеннейший закон,
в основу которого была положена любовь, и показал на собственном
примере как нужно исполнять его. Теперь Ему предстояли крестные
страдания, смерть, воскресение, вознесение на небо и ниспослание
на верующих Духа Святого. Никто из людей не понимал тогда этих планов
Божественного домостроительства. На Мессию евреи смотрели как на
какого-то политического деятеля, Который прежде всего свергнет ненавистное
им иго римлян, завоюет весь свет, восстановит славное царство Израиля
и в нем первые места предоставят им – потомкам Авраама – избранному
народу Божию. Несомненно такими-же предрассудками были заражены
и ученики Христовы. Одна мысль о насильственной смерти Христа приводила
их в ужас, и они прямо заявляли: «Господи, не имать быти Тебе сие»
(Матф. 16, 22). Поэтому необходимо было подготовить их, чтобы они
не смотрели на смерть Христа, как на нечто случайное и не пришли
в отчаяние. «Вот мы восходим в Иерусалим, – говорил Христос ученикам
Своим, – как вы слышали в ныне прочитанном Евангелии, – и Сын Человеческий
предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть
и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить его,
оплюют Его, и убиют Его, и в третий день воскреснет». Что-то скоро
должно быть очень важное – очевидно так они поняли Христа, а потом
наступит ожидаемое славное царство и потому некоторые из них заблаговременно
поспешили с просьбой ко Христу обеспечить им наиболее лучшие места
в нем. «Не знаете чего просите», сказал Господь, и пророчески под
образом чаши и крещения указал им на ожидающие их страдания в мире
сем. Что-же касается мест в царствии небесном, то это зависит не
от Него, потому что это не милость или «уступка на просьбу», как
разъясняет святитель Василий Великий, а награда за подвиг земной
жизни.
Наше нынешнее положение до некоторой степени напоминает то, в котором
были евреи во времена земной жизни Иисуса Христа. Одни из нас там
на Родине люди русские находятся под кровавым игом воинственного
безбожия, другие в изгнании на чужбине. И те и другие даже во время
наивысшего душевного напряжения одинаково мечтают о славной – великой
России, об ее возрождении, чтобы всем жилось в ней свободно и привольно.
Все это, конечно, правильно и вполне законно, но как-бы нам град
земной не был дорог, Иерусалим небесный во всяком случае должен
быть неизмеримо дороже. Слишком мы привязались к земле и живем,
руководствуясь не столько правдой Божией, сколько – человеческой.
Ведь не случайно и не напрасно выпало на нашу долю горе такое. «Ищите
прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам», -
говорит Господь (Матф. 6, 33). Кто-же будет спорить, что мы поступаем
как раз наоборот. Вот и результат. А может быть Господь в искушениях
этих, как в горниле, очищает золото сердца русских людей, призванных
быть хранителями веры православной. Сам Христос шел дорогой Голгофской,
сие заповедал и нам. «Блажени изгнани правды ради: яко тех есть
царствие небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут
всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся,
яко мзда ваша многа на небесех» (Матф. 5, 10-12). Аминь.
|