Протоиерей
Леонид Колчев
Поучение
в неделю 3-ю Великого поста.
Евангелие от Марка, зач. 37 (VIII, 34-38, IX, 1).
Известно, что человек был создан для блаженства и введен в
рай сладости. Но видно всегда было так, что мы ценим только
то, чего не имеем. Пред человеком откры-лись тогда новые,
ему дотоле неведомые, горизонты, и он на пути к достижению
их не устоял в добре и пал. 3абилось сердце его тревогой,
понял он свою ошибку, но... было уже поздно. ЧЧто имеем, не
храним, потерявши, плачем"...
В изгнании на пути человеческом сейчас-же появились скорби,
страдания, болезни и всевозможные лишения -- эти неизбежные
спутники земли. И чем ни далее, тем становилось все хуже и
хуже. Так прошли многие сотни лет. Наконец, человек зашел
в такую трясину, откуда ему самому своими силами выбраться
никак было нельзя. Это ему стало ясно. И вот тогда явился
на землю Христос Сын Божий, Который осветил вселенную Своим
немерцающим светом и зажег вековечный маяк -- Церковь Божию,
увенчанную святым кре-стом. Теперь какъ-бы низко человек не
упал, он отовсюду может увидать этот небесный огонь п выбраться
па дорогу. В ныне прочитанном евангелии мы слышали как сказал
Господь: кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми
крест свой, и следуй за Мной.
Кто хочет... Господи, да кто-же из здравомыслящих не хочет
этого?!
Отвергнись себя..., т. е. откажись от себялюбия, самоотверженно
борись со страстями твоими и, так сказать, возненавидь путь
нечестивых.
Возьми крест свой..., т. е. смиренно с терпением пере-носи
те скорби и страдания, какие выпадают на долю твою. Путь христианина
не усыпан цветами, нет, это своего рода вторая голгофа. Вспомни,
как израненный, обесчещенный, опле-ванный Христос под тяжестию
Своего креста неоднократно даже падал. То-же ожидает и тебя,
ибо раб не более господина своего (Иоан. 15, 20). В мiре будете
иметь скорбь (Иоан. 16, 33). Если Меня гнали, будут гнать
и вас (15, 20). Потому-то и апостолы говорили, что многими
скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22).
Следуй за Ним..., т. е. постарайся отказаться от своей воли
злой и подчиниться воле Божией. Не яко-же Аз хощу, но яко-же
Ты (Мат. 26, 39) - говорил Христос, тем более это нужно сказать
тебе. Раб ничего не может делать без воли господина своего,
так и ты, будучи рабом греха, всецело на-ходишься в его власти.
Освободись от греха и тогда можешь последовать за Христом.
Возлюбленные о Господе братья и сестры, выброшенные за борт
русского корабля, мы по опыту знаем, что значит быть в изгнании.
Лишившись всего своего достояния, на чужбине, занятые часто
непривычной нам работой, изнемогая в борьбе за существование,
мы однако с терпением, хотя и не без го-речи переносим все
это в надежде рано или поздно возвра-титься на родину. Воистину
не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр.
13, 14), ибо мы странники и пришельцы на земле (Евр. 11, 13).
Тяжело нам в этой земной юдоли... и вот Церковь Бо-жия в утешение
всех страждущих и обремененных, в ободрение прннявшим на себя
подвиг поста и покаяния уста-новила выносить на четвертой
неделе Великого поста святый животворящий Крест Господень
при особо торжественной обста-новке из алтаря на средину храма
для благоговейного покло-нения. Крест есть не только символ
страдания, но и спасения нашего. Представьте себе путника,
который в морозную зим-нюю ночь сбился с пути. Кругом тысяча
опасностей. Вьюга злится, вьюга плачет, путник изнемогает
и приходит в отчаяние. Его начинает клонить в сон, что служит
верным признаком скоро наступающей смерти. Но вот вдруг в
стороне мелькнул огонек. Путник оживает, напрягает по-следний
остаток сил, достигает жилья и радуется своему спасению. То-же
самое бывает и в жизни духовной. Все мы блуждаем во тьме греховной
и вдруг мелькнувший огонек Креста манит нас к себе, освещает
дорогу, согревает теплом и дарует спасение...
Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящего Кре-ста
и сохрани от всякого зла! Аминь. |