Доклад
Священника Игоря Шитикова
«Северная Америка, как каноническая территория Русской Церкви».
«Северная
Америка, как каноническая территория Русской Церкви».Параграф 1
"Положения о Русской Православной Церкви Заграницей 1956 года"
утверждает, что наша церковь временно самоуправляется на соборных
началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии
с Постановлением Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего
Церковного Совета Российской Церкви от 7(20) ноября 1920 г.за Ь
362.
Гонения
на Православную церковь в России прекращены, поэтому мы, по смыслу
существования Зарубежной Церкви, должны вернуться на свою истори-
ческую родину. О прекращении гонений и возвращении в Россию мечтало
целое поколение русских эмигрантов, сохраняя православную веру,
традиции, язык, культуру. Прошло более восмидесяти лет, и мы видим
то, что русские люди не спешат в Россию, а наоборот, усилился поток
эмигрантов из России на Запад.
Наше
церковное руководство также не спешит менять место своего пребывания.
С другой стороны "Указ Ь 362" является лишь необходимым
условием существо- вания нашей Церкви. Достаточным условием является
благословение поместной церкви, на территории которой оказались
русские беженцы. И мы имели такое благословение от Вселенского патриарха
на территории Турции (грамота Ь 9044 от 2 декабря 1920 года), и
от Сербского патриарха Димитрия в 1921 году. Таким образом, существующий
кризис РПЦЗ обусловлен противоречием между фактическим существованием
и декларируемыми документами. Казалось бы, разрешить сие противоречие
можно вступив в контакт с Московской Патриархией на предмет обсуждения
вопросов нас разделяющих (сергианство и экуменизм), и при положительном
их разрешении установить с МП евхаристическое общение, и получить
от них признания в виде широкой автономии. Это идея архиепископа
Марка. Идея правильная и логически выдержанная. Если не считать
одного "но".
Большинство
приходов РПЦЗ расположено в Северной Америке (епархии Восточно-Американская,
Западно-Американская, Чикагская и Канадская). Здесь же находится
и административный центр всей Зарубежной церкви. Северная Америка
всегда ранее считалась канонической территорией Русской Православной
Церкви. До 1921 года Русская Церковь под своим священнона- чалием
объединяла всех православных Америки, независимо от их национальной
принадлежности, что признавалось законным всеми поместными церквами.
Такое
положение было изменено в 1921 году, когда Вселенский патриархат
учредил Греческую Архиепископию в Америке, без ведома и согласия
Русской Церкви. В 1970 году Московская Патриархия даровала автокефалию
Митропо- личьему Округу в Северной Америке. Была образована Православная
Церковь в Америке – кстати, до сих пор не признанная старшими поместными
церквями. Для нас важно то, что МП отказалась от Северной Америке,
как от своей канонической территории, и согласно основному документу,
Томосу 1970 года, впредь не будет создавать административных церковных
структур на территории США. А следовательно, существование РПЦЗ
в виде самой широкой автономии в юрисдикции МП на территории США
абсолютно невозможно, ибо это противоречит "Томосу 1970"
и будет рассматриваться всем православным миром, как вмешательство
одной поместной церкви в дела другой. Отметим, что в Европе такой
проблемы нет, и наши епархии там вполне могут вести переговоры с
МП на предмет создания там митрополичных округов, предложенных священноначали-
ем Московской Патриархии.
С другой
стороны мы не можем войти в состав так называемой "Православной
Церкви в Америке". Ибо это сомнительная юрисдикция, которая
называет себя автокефальною церковью, вместе с тем не объединяет
большинства православных в Америке и, как говорилось выше, не признана
большинством поместных церквей. И добавим, не осознающей себя Русской
Церковью.
Как
же нам поступить? Ответ на этот вопрос содержится в предложениях,
высказанных в 1970 году главами старейших православных церквей.
Только автокефальные церкви после консультаций могут решить вопрос
о русских в диаспоре и провозгласить Автокефальную Церковь в Америке.
До тех пор, пока сей вопрос будет решаться, наши епархии в Северной
Америке должны образовать самоуправляющуюся Русскую Православную
Церковь в Америке.
В заключении
мне видится Поместная Церковь в Америке, как поместная автокефальная
церковь, состоящая из национальных автономий (митрополий или(и)
архиепископий) русской, греческой, арабской, украинской, сербской,
румынской, американской,... . Эта церковь будет одной из самых влиятельных
православных церквей в мире, объединяющих всех православных проживающих
в Америке.
Священник
Игорь Шитиков
настоятель прихода в Санкт-Петербурге, Флорида, СШАПримечание.
Здесь изложено краткое содержание доклада на расширенном пастырском
совещании в Наяке 12 декабря 2003 года.
|