Выступление
протопресвитера Валерия Лукьянова
«РУССКАЯ
ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ»
Общеизвестны
обстоятельства возникновения Русской Зарубежной Церкви в 20-х
годах прошлого века, как последствие кровавой революции и вынужденной
эвакуации огромного числа русских людей за пределы родины. Общеизвестно
также становление РПЦЗ на основе указа Святейшего Патриарха Тихона.
В обсуждении вопроса о взаимоотношениях между Русской Зарубежной
Церковью и Московской Патриархией необходимо выяснить каково состояние
РПЦЗ на сегодняшний день, после почти столетнего своего бытия
в четырех поколениях православных людей, как коренных русских,
так и обращенных в православие местных жителей. Мы имеем уверение
в том, что Русская Зарубежная Церковь является подлинно свободной
соборной Церковью зарубежья, никогда не порывавшей своей духовной
и юридической целостности с Русской Матерью Церковью, как об этом
свидетельствует постановление Собора Русских Архиереев Заграницей
от 16/29 июля 1927 года. Вчитываясь в это судьбоносное постановление,
видно, что РПЦЗ, "не отделяя себя от своей Матери Церкви
и не считая себя автокефальной, была в полном духовном и административном
подчинении канонической Московской Патриархии во время Патриарха
Тихона, но прекратила всякое общение с ней и ее иерархией...с
того момента, когда она стала неканонической — после Декларации
митрополита Сергия, предавшего Русскую Церковь в руки ее злейших
врагов, войдя в союз с богоборческой властью." Далее говорится
в этом постановлении: "Но ЗЦ по-прежнему хранит верность
своей Матери Церкви Российской и взяла на себя высокую... миссию
хранить все основы, традиции и величие Русского Православия и
Русской Православной Церкви, и говорить свободно и открыто по
всему миру от имени порабощенной Матери Церкви и изнывающего в
неволе русского народа." В такой своей миссии РЗЦ и пребывала
все эти годы. Сила и жизнеспособность РПЦЗ всегда выявлялись в
ее духовной свободе, соборном управлении и мышлении. Зарубежная
Церковь твердо стоит на идеологии трех Всезарубежных Соборов,
управляется Архиерейскими соборами, епархиальными и приходскими
собраниями в духе свободного волеизъявления и приверженности к
неповрежденной Истине Православия. РПЦЗ обладает подлинной свободой,
не подчиняясь контролю мирских властей, если эти последние посягают
на духовную природу Церкви или пытаются увести Ее в течение апостасийного
глобального морального порядка. Речь идет о соборном сознании
Церкви. В отдельные времена отдельные клирики могли погрешать
ошибочными или соблазнительными действиями, но это еще не соборное
сознание всей Церкви.
В результате такого своего убежденного сознания и твердого стояния,
РПЦЗ и могла не только сохраниться духовно всё это столетие, но
и иметь положительное и сдерживающее влияние во всем православном
мире. Так, к 1981 году, усматривая признаки апостасийного устремления
в православном мире, ЗЦ прославила сонм Новомучеников и Исповедников
Российских, во главе с Царственными Мучениками, что имело резонанс
во всех Поместных Церквах. Имея цель сохранения паствы от тлетворного
действия ереси экуменизма, имеющей задание, в духе новой всемирной
морали, низвергнуть веру людей в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую
Церковь, ЗЦ в 1983 году провозгласила "анафему" всемирному
экуменизму.
Укрепляемая таким стоянием в чистом Православии, зарубежная паства
все эти годы ревностно созидала живительное домостроительство
Церкви. И вот плоды этих трудов: действуют мужские и женские монастыри,
разбросанные по всем частям света приходы и общины, церковные
школы, духовное училище, организации молодежи, миссионерская проповедь,
издательство церковной периодики, богослужебной и душеспасительной
литературы. Процветает храмоздательство, упрочиваются иконопись,
церковное пение. Утешительно, все эти начинания благодатно осуществляются
под омофором Одигитрии русского рассеяния — чудотворной Курской
иконы Божией Матери и теперь утраченной Монреальской Мир ото чивой
иконы Владычицы, при покровительстве прославленных в зарубежья
угодников Божиих, видное место среди которых занимает великий
святитель Сан-Францисский и Шанхайский Иоанн, мощи которого открыто
почивают в его соборе.
Не для идеализации и самоублажения взираем мы на благодатный путь,
пройденный РПЦЗ за почти столетие ее бытия. Мы вспоминаем с глубокой
благодарностью святые труды целого сонма подвижников и стоятелей
за веру: наших духоносных Первоиерархов и архипастырей, твердою
рукою и безкомпромиссно праведно правивших слово Божественной
Истины по завещанию Святейшего Патриарха Тихона; скромных пастырей
наших, часто вынужденных совмещать свое пастырское служение с
гражданской службой; наших учителей в училищах и школах; наших
церковных деятелей и жертвователей, которые интересы Церкви ставили
выше своего благополучия. Мы им признательны за то, что они, подобно
пророку Моисею, провели нас сохранно через треволнения, ужасы
и соблазны окаянного двадцатого века, вселили в нас решимость
идти и дальше путем правым и спасительным.
Тем временем, за эти же десятилетия Русская Церковь в отечестве
подверглась жесточайшим гонениям от безбожной и богоборческой
власти, пришедшей на смену распавшейся монархии. Еще горшими оказались
соблазны сотрудничества с безбожниками для ликвидации истинной
Церкви. Основная часть духовенства и верующих не поддалась этим
искушениям, предпочитая мученичество, исповедничество и уход в
катакомбы, лишь бы не идти на компромисс с совестью. Параллельно
возникла несозвучная противостоянию безбожникам структура Русской
Церкви, повергшая себя в слияние своих интересов с требованиями
антицерковной власти, открыв эпоху так называемого "сергианства."
Так реализовался трагический раскол в Российской Церкви. Естественным
продолжением этого нового курса сожительства Церкви с властью
явилось требование последней, чтобы официальная Патриархия вошла
во Всемирный Совет Церквей, активно и молитвенно участвуя в сообществе
экуменистов, перешагивая, тем самым, рубеж сослужения и общей
молитвы с еретиками — в нарушение догматов Православной Церкви
и предания Святых Отцов. Поскольку РЗЦ принципиально не связывает
себя с идеологией Нового Мирового Порядка, поощряющей экуменизм,
она не может быть в единении с приверженцами этого движения. Итак,
в этих двух бедствиях нужно искать ключ к идеологическому расхождению
между РЗЦ и МП сегоднешнего дня. Долг обеих частей Русской Церкви
найти путь к устранению расхождений через горнило единой Истины.
Мы не можем закрывать глаза на исторические сдвиги, имевшие место
в жизни России за последнее десятилетие. Мы должны понять, что
миллионы русских людей окормляются Церковью, невзирая на неимоверные
трудности, слабости и изъяны, о которых знает вся Россия. Мы не
можем не усмотреть ревностного устремления ординарных верующих
людей к восстановлению поруганных святынь, к поднятию из руин
храмов и древних обителей, к воссозданию церковных школ и детских
приютов, к издательству огромного числа книг духовного содержания.
Как и во всем мире, в России молодежь испытывает моральный кризис,
и всё же молодые люди пополняют ряды пастырей и монахов, девушки
призываются к послушанию в обителях. Многие из молодежи подвизаются
на поприще церковного пения. Экономически стесненные русские люди
несут свои грошики на возрождение Православия. Подвиг русской
верующей души нужно вседушно поддерживать и приветствовать. Но
эти рядовые труженики высокой политики не делают, духовные соблазны
от них не идут. Необходимо, чтобы оздоровляющее воздействие было
бы направлено в адрес тех вершителей церковной идеологии, у коих
сердце открыто для восприятия Истины, свободной от миродержцев
и еретичествующих, и у коих воля готова к изжитию стержневых преград
к объединению двух частей Русской Церкви сервильного сергианства
и еретического экуменизма. Время назрело и совершенно очевидно,
что необходим учтивый и честный диалог, снисходительный к немощам
человеческим, но не компромиссный, терпеливый, но определенный-определенный
в неприятии греха ереси, определенный в непокорении воли церковной
воле мирской. Этот целительный процесс должен осуществляться спокойно,
а не стремительно с форсированием событий; он должен рассудительно
и благоразумно разобраться во всех разделяющих нас вопросах и
положениях, учесть индивидуальные особенности прошедших десятилетий
каждой из сторон и не выпускать из поля зрения чаяния и чувства
паствы. Посмотрим на реалию зарубежного церковного опыта. Разве
не парадоксально, что РПЦЗ окормляет уже немало лет тысячи выходцев
из России во всех странах зарубежья? А ведь это люди или из приходов
Московской Патриархии или вообще приходящие в церковь впервые
в своей жизни. Поскольку эти верующие сознательно и нелицеприятно
вливаются в жизнь Церкви, у коренных зарубежных прихожан это не
вызывает никаких противоречий. То же будет и со всей Церковью,
если будет достигнуто единомыслие в том, что сейчас делает слияние
невозможным.
Все церковные соборы всех времен приходили к обоюдному правильному
решению вопросов и разногласий через прения. Прений в диалоге
бояться не нужно. Бояться нужно раскола. Раскол учинить не трудно,
собрать всю паству воедино граничит с чудом. Мы этого чуда просим
от Господа, но этого чуда мы должны соделаться достойными.
Говоря практически о РПЦЗ, достижение единомыслия всей Церкви
по такому фундаментальному вопросу, как определение подлинного
бытия РПЦЗ, возможно и правомочно только соборным сознанием всей
полноты Церкви— духовенства и мирян, т.е. созывом Всезарубежного
Собора. До того времени может реализоваться подготовительная работа
двух частей Русской Церкви для достижения единомыслия. Если обе,
в настоящее время разъединенные, части Церкви соборным изволением
придут к подлинному единомыслию, тогда откроется путь к совместному
евхаристическому служению. Но и это сослужение должно быть предварено
всенародным покаянием, постом и молитвой в России и в зарубежье.
Так восстанет к обновленному бытию единая Русская Церковь, очищенная
слезами покаяния, стоящая на твердом камне Истины православной
Апостольской веры.
На сегодняшний судьбоносный день у нас должна быть одна, и только
одна забота — не погрешить против ПРАВДЫ, о чем мы, священники
молимся, облачаясь в священнические одежды перед совершением безкровной
жертвы Св. Евхаристии: "Священницы Твои Господи, облекутся
в ПРАВДУ, и преподобнии Твои радостию возрадуются." Будет
правда полная, будет и радость мирная, а там, где мир, там и Бог.
Протопресвитер Валерий Лукьянов
Настоятель и строитель
Александро-Невского собора в г. Лейквуде,
Председатель Архитектурно-Художественной комиссии
при Архиерейском Синоде РП