АРХИЕПИСКОП
ЧИКАГСКИЙ И ДЕТРОЙТСКИЙ АЛИПИЙ
«На
кресте Господь показал наивысшую меру
самоотвержения, кротости и смирения»
(Слово в день Воздвижения Креста Господня)
От редакции: В связи с продолжающимся торжеством Воздвижения
Креста Господня и приближающимся празднованием 50-летия священнослужения
и 30-летия со дня епископской хиротонии Преосвященнейшего Архиепископа
Алипия, редакция предлагает вниманию читателей нижеследующую проповедь
Его Преосвященства, произнесенную в 1994 г. Предстоящие юбилейные
торжества пройдут в Покровском Кафедральном соборе в г. Чикаго в
середине октября с.г. В празднестве примут участие Высокопреосвященнейший
Митрополит Лавр, Епископ Кливлендский Петр, духовенство епархии
и многочисленные гости, прихожане собора и чада Чикагской и Детройтской
епархии. Подробная программа торжеств будет размещена в ближайшие
дни.
14/27-го сентября мы совершаем праздник – Воздвижение Креста Господня.
Вынося крест для поклонения и почитания, мы вместе также почитаем
и страдания Христовы, которые Он претерпел ради спасения рода человеческого.
Крест поэтому является знамением и символом Христианства. В кондаке
этого праздника крест называется «оружием мира» и «непобедимой победой».
«Оружием мира» крест называется потому, что Христос убил вражду
на нем (Ефес. 2, 16), которая была внесена грехопадением человека,
и эта вражда возрастала по мере умножения греха. Чтобы умирить умножение
греха дан был закон, но он, по слову апостола Павла не мог упразднить
грех, а только показал слабость человека, испорченного грехом. Жертвы
и всесожжения также не могли примирить человека с Богом, так как
кровь тельцов и козлов не могла искупить грех. Ветхозаветные жертвы
были только прообразом великой Жертвы Христовой. Пострадав на кресте,
Господь примирил человека с Богом, «истребив еже на нас рукописание
ученьми» (Кол. 2, 14, а также час 6-й).
Крест также является выражением «непобедимой победы» Христовой.
Каким образом досталась эта победа? Крестная смерть является наивысшей
точкой истощания и унижения Господня, и в этом была Его главная
победа, которой была сокрушена гордыня диавола. Основанием греха
является гордость. Возгордившись, диавол восстал против Бога, и
гордостью же соблазнил человека: «Будете яко бози, знающе доброе
и злое». Основанием добродетели – является смирение, которое вконец
упраздняет гордость, как отрицательную противоположность, подобно
свету, упраздняющему тьму, а потому диавол больше всего боится его.
В житии преподобного Макария Египетского повествуется, как однажды
диавол встретив преподобного Макария, хотел ударить его серпом и
не мог. Тогда он сказал: «Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь,
потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я, что делаешь ты,
делаю. Ты постишься, ничего вовсе не ем и я; ты бодруствуешь, и
я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня».
– «Что это такое?», – спросил его преподобный. – «Смирение твое»,
– отвечал диавол, – «вот почему я не могу бороться с тобой».
Не кресте Господь показал наивысшую меру самоотвержения, кротости
и смирения: страдая. Он молилися за распинавших.
Воздвигая крест Господень, мы вспоминаем также и страдания Его.
Эти страдания были тем более ужасны, что Христос пострадал за все
грехи рода человеческого. Поэтому крест является еще и наивысшим
выражением любви Бога к человеку: «Тако бо возлюби Бог мир, яко
и Сына Единороднаго дал есть». Но крест может быть выражением также
и ответной любви человека к Богу. Таковую любовь показал нам апостол
Павел, как он сам об этом сказал: «Мне же да не будет хвалитися
токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распятся
и аз миру» (Гал. 6, 14). Эта ответная любовь выражается в крестоношении.
Крестоношение может быть внутренним и внешним. Внутреннее крестоношение
выражается в нашей борьбе со страстями и похотями. Эта борьба не
легкая, так как страсти и похоти, кроме своего основания в душевной
и телесной порче, возбуждаются еще и диаволом, а потому наша борьба
скорее не с плотью и кровью, по апостолу Павлу, «но к духовом злобы
поднебесным» (Ефес. 6, 12). Эффективным оружием в этой борьбе являются
пост и молитва.
Внешнее крестоношение – это страдания и скорби, приходящие к нам
со стороны. Большей частью такие страдания бывают невольные, но
когда претерпеваются без ропота, доставляют большую духовную пользу.
Страдания вольные – это те, которые принимаются за веру во Христа.
Это страдания мученические, они подобны Христовым, а потому мученики
и имеют особое пред Господом дерзновение, и Святая Церковь часто
от лица молящихся обращается к ним за молитвенным ходатайством.
Кланяясь кресту, мы сразу же вспоминаем Воскресение Христово, показывая
этим, что Воскресение Христово является результатом победы над злом,
конкретным выражением которого и являются: грех, диавол и смерть.
И эта победа совершилась на кресте через унижение и страдание.
Преклоняя колена перед крестом, мы своим смирением выражаем почитание
смирения, унижения и страданий Христовых, восставая же – мы символизируем
Воскресение Христово.
Итак, будем почитать крест не только поклонением и крестным знамением,
которое возлагаем на себя, но и жизнью, подражая в этом апостолу
Павлу, чтобы и наше крестоношение было выражением наибольшей ответной
любви к Богу. Аминь.
|