Архимандит
Амвросий (Погодин; + 2004)
Рассказ
Архиепископа Никона
(Случайные пастырские заметки)
От редакции: Нижеследующая заметка, составленная почившим архимандритом
Амвросием, предлагается вниманию читателей по случаю уже прошедшего
40 дня его кончины.
В Евангелии говорится, что когда Господь приближался ко времени
своего страдания и возвестил об этом Своим ученикам, то апостолы
Иаков и Иоанн Зеведеевы попросили у Господа следующее: "Даждь
нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей".
Господь ответил: "Не веста, чесо просита. Можета ли пити чашу,
юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися?" Они
же, выражая свою доблестную готовность на мученичество, ответили
Христу: "Можева". Иисус же рече има: чашу убо, юже Аз
пию, испиета: и крещением, имже Аз крещаюся, креститася: а еже сести
одесную Мене и ошуюю, несть Мне дати, но имже уготовано есть"
(Марк. 10, 37-40).
Кто же это - те, кому "уготовано это"? Ответ на это мне
дал Владыка Никон (Рклицкий; + 1976 г.), автор многотомного замечательного
труда, посвященного жизнеописанию Блаженнейшего Митрополита Антония
(Храповицкого; + 1936 г.). Владыка часто удостаивал меня беседы
с собой, и сказал мне, что он часто думал о значении вышеприведенных
евангельских слов, и недоумевал к кому относятся слова Спасителя:
"имже уготовано есть"? И вот, придя в храм, он обратил
внимание на икону Христа Вседержителя: по правую сторону от Господа
Христа была изображена Его Пречистая Матерь, а по левую - Святой
Иоанн Креститель. Таким образом, Владыка Никон получил ответ. Христос
не сказал Своим ученикам: кто суть те, которым уготована честь быть
непосредственно по правую и по левую руку Христа в Его славе; если
бы Он сказал им, что эту честь имеют получить Божия Матерь и Иоанн
Креститель, то у апостолов могла бы возникнуть мысль, что Христос
уделяет такую честь Своей Матери и Иоанну Крестителю по родственным
чувствам. Между тем, как Божия Матерь была святее всех святых и
выше всех небесных воинств, но об этом, может быть, апостолы и не
знали тогда. Что же касается Иоанна Крестителя, то он, сочетав в
себе пророка, апостола, мученика и Ангела, уготовавшего путь Господень,
и по свидетельству Господнему: "из рожденных женами не возставал
больший Иоанна Крестителя" (Матф. 11, 11). И они не в силу
своей родственности по плоти к Спасителю были удостоены этого, а
в силу духовной родственности. Сама Церковь, своей иконой ответила
на вопрос Владыки Никона.
Неделю спустя, добрый Владыка скончался. Итак, перед смертью он
получил откровение.
|