Записки паломника на прославление святителя Иоанна, Архиепископа
Шанхайского и Сан-Францисского, в 1994 г.
Собираясь
в Сан-Франциско, я был взволнован и в трепете перед предстоящим
событием. Будучи паломником ХХ века, я туда шел не пешком, а на
самолете из своего родного города Оттавы. Я раньше принимал участие
в прославлениях Оптинских старцев, Новомучеников Российских, блаженной
Ксении Петербургской, но отправляясь в Калифорнию, я знал, что на
сей раз будет все иначе.
На прежних канонизациях мы прославляли святых, живших довольно давно
и вдали от нас. А теперь мы будем прославлять святого, жившего в
Северной Америке. Святитель Иоанн был назначен на Западно-Американскую
кафедру в 1962 г. и отошел ко Господу всего лишь 28 лет тому назад
в 1966 г., в городе Сиэтле. Я знаком с людьми, и довольно молодыми
и пожилыми, которые лично знали этого праведника и мне рассказывали
о встречах с ним. Многие из нас уже побывали в Кафедральном соборе
Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско и молились в усыпальнице
под собором, где он был погребен.
Но это прославление отличалось от прежних по еще одной важной причине.
В октябре 1993 г., в связи с подготовкой к прославлению, специально
назначенная комиссия Русской Православной Церкви заграницей спустилась
в усыпальницу и открыла саркофаг и гроб Владыки Иоанна. Комиссия
обнаружила, что все то, что должно было быть целым - металлический
гроб, парчевое облачение и все, сделанное человеком - проржавело
и истлело, а тело святителя лежало нетленным. То духовенство комиссии,
которое знало Владыку Иоанна при жизни, увидев его лик, бороду и
руки, сказало, что все было настолько знакомо, что создалось впечатление,
что Владыка вернулся к своей пастве. Ко дню прославления святые
мощи Владыки Иоанна были омыты, облачены в новое облачение и переложены
в деревянную раку прекрасной ручной работы. Впервые Русская Православная
Церковь заграницей прославляла своего святого и совершало торжественное
открытие нетленных мощей.
Я вылетел в четверг 30 июня 1994 г. Когда мой самолет спускался
в Сан-Франциско, мне было легко на душе и мне сопутствовала пасхальная
радость - я такое же чувство ощущал в Свято-Троицком монастыре в
Джорданвиле или же в ближних и дальних пещерах Киево-Печерской лавры.
Я часто бывал в Сан-Франциско, но впервые имел такое ощущение -
как будто мощи святителя Иоанна больше не были под спудом, но сияли
для всех приезжающих к нему. Думаю, что рядовому путешественнику
было не по себе в аэропорту в этот день. Со всех сторон можно было
увидеть в рясах архиереев, священников и монахов. Одновременно со
мной из Нью-Йорка прилетел преосвященный епископ Иларион с Коренно-Курской
чудотворной иконой Божией Матери. Принимая у него благословение,
я обратил внимание на его радостное и сияющее лицо - это настроение
было присуще всем паломникам.
Мне рассказали, что на литургии в четверг было больше тысячи молящихся
- а главные богослужения еще предстояли! В четверг вечером громадный
собор был переполнен богомольцами. Были встречены три святыни: Коренно-Курская,
Иверская-Мироточивая и Владимiрская (обновленная, местночтимая из
женской обители в Сан-Франциско) иконы Божией Матери, затем начался
парастас. Два мужских хора антифонно пели на клиросе (меня попросили
управлять правым клиросом). После 6-й песни канона всенародно был
пропет кондак «Со святыми упокой». В пятницу заупокойная литургия
началась в 8 ч. утра и более 500 молящихся приобщились Святых Тайн
из трех чаш. Соборный Архиерейский хор, вероятно лучший в Северной
Америке, состоящий из 100 певчих, пел все богослужения, начиная
с этой литургии. В пятницу вечером и субботу на поздней литургии
пел и Кирилло-Мефодиевский гимназический хор, пополненный приезжей
молодежью - тоже около 100 человек!
Следует отметить, что все было прекрасно организовано. Несмотря
на многочисленность богомольцев и длинные богослужения, все проходило
спокойно и духовно. В пятницу, после литургии, сотни добровольцев
помогали в подготовке к всенощной и литургиям. Прославление было
предварено трехдневной конференцией, которая завершилась трогательным
описанием свидетелей обретения, омовения и переоблачения мощей святителя
Иоанна. Операторы готовились снимать богослужения, не только для
фильма, но и для прямой трансляции службы в церковный зал, где находились
пожилые люди и родители с младенцами и малолетними детьми, и на
огромный экран, который был установлен перед собором, чтобы все
имели возможность видеть и слышать богослужения. При помощи милиции,
бульвар на котором находится собор был закрыт для движения. Группа
духовенства, в том числе и два священнослужителя, которые вырезали
прекрасный иконостас собора 15 лет тому назад, теперь заканчивала
установку сени для раки с мощами святителя Иоанна - эта сень должна
теперь стать новым земным жилищем святителя. Все время прибывало
все больше и больше духовенства и занимало место в алтаре. Все было
готово.
Перенесение мощей из усыпальницы в кафедральный собор было назначено
на пятницу в 3 ч. дня. Группа паломников из Торонто подъехала к
собору в 2 ч. 30 мин. дня и уже было почти невозможно пробиться
к собору. Моя знакомая из Торонто, паломница Анна, очень переживала,
что она не сможет попасть в храм, и вдруг увидела знакомую, которая
ей передала пропуск для хористов (Анна - певчая). Я свой пропуск
на хоры получил на день раньше - эти пропуски нам позволили не только
петь за всеми богослужениями, но и дали нам возможность видеть все
происходящее в храме. В соборе и снаружи было очень много людей,
но стояла тишина. Огромный собор, несмотря на свой размер, веет
уютом и теплом. Отчасти это из-за икон и стенописи - работы известного
изографа архимандрита Киприана из Джорданвиля. Если кто-либо видел
его иконы в Свято-Троицком монастыре, то и санфранцисский собор
будет ему знакомым.
Наконец вышло духовенство из алтаря и в предшествии хора, направилось
в усыпальницу. Раку подняли на плечи и после 28 лет пребывания под
спудом мощи были перенесены в собор. Рака с мощами была покрыта
мантией и была поставлена на середину храма. После чтения правила
ко причащению (трехканоника и акафиста), ровно в 4 ч. 30 мин. началась
последняя панихида по Владыке Иоанну. У меня дома на приходе также
была отслужена последняя панихида (в 7 ч. 30 мин. по нашему времени)
- хотя я был далеко от своего прихода, я был един в молитве с нашей
общиной. Могущественно и трепетно (и не в слабом, современном, смысле
этого слова) прозвучала последний раз «Вечная память»!
Во время панихиды рака с мощами стояла как гроб на отпевании, лицом
к алтарю. На «Со духи праведных» гроб повернули 90 градусов и теперь
он стоял как стоит плащаница в Великий пяток. Ведь прекратились
молитвы о его упокоении. Святитель Иоанн скоро будет церковно прославлен!
В Православной Церкви прославление является актом того, что уже
очевидно - что кто-то свят по своей жизни, слову и делу. И на сем
торжестве Церковь и ее чада действительно были представлены. Духовенство
со всего мiра, около 200 человек, возглавил Высокопреосвященнейший
митрополит Виталий. В алтаре стояли и молились иерархи старостильных
Церквей Румынии, Греции и Болгарии. В самом храме молились многочисленные
монашествующие из Джорданвиля, Лесненской обители во Франции, Иерусалима,
Южной Америки, России и Австралии, а также епископы и духовенство
разных православных юрисдикций. Некоторые люди отметили, что казалось,
что почти вся Зарубежная Церковь на прославлении. Другие сравнивали
торжество с праздником Успения Пресвятой Богородицы, когда апостолы
«от конец» собрались у гроба Пречистой. Действительно, со всего
мiра собрались люди на прославление святителя Иоанна в день его
кончины - как будто бы он сам всех нас собрал, православных людей
из разных стран, как русских, так и многочисленных чад разных национальностей,
народностей и рас. У всех цель была одна - прославить святителя.
О всенощной того дня много будет написано. Я вкратце обращу внимание
только на некоторые моменты самой службы, а больше внимания уделю
тому, что я в эти моменты чувствовал. Всенощная началась непосредственно
после панихиды. К двум хорам присоединился еще третий, мужской хор.
Впервые я услышал стихиры и песнопения новому святому. Богомольцам
напоминалось о его аскетической жизни. Он мало заботился о своих
нуждах, много о чужих. Об этом поется в тропаре: «Весь от Бога освящен
священнодействием пречистых Тайн, ими же сам присно укрепляем, поспешал
еси ко страждущим, целителю отраднейший». На литию духовенство с
ракой вышло из храма и крестным ходом обошло собор. Но все, без
всякого сомнения, никогда не забудут полиелея. Чтобы дать возможность
всем служащим выйти из алтаря на полиелей, хоры антифонно спели
21 стих 134 и 134 псалмов «Хвалите имя Господне». Священники стояли
вокруг архипастырей в 5 или 6 рядах. После пения псалмов в соборе
стояла абсолютная тишина. Внимание всех было сосредоточено на раке.
Сперва Высокопреосвященнейший Митрополит снял пелену с иконы святителя
(икона лежала на раке) и два священника (от монашества — иеромонах,
от белого духовенства — иерей) ее высоко подняли. Затем, мантия
была снята с раки и, наконец, ключом были открыты замки, крышка
снята и под стеклом стали видны святые мощи святителя Иоанна. Нет
слов описать то чувство сокрушения и умиления, которое охватило
всех увидевших нетленные мощи святителя в светлом пасхальном облачении.
Мы ждали этого момента годами, месяцами, днями и, когда он подошел,
мы сами не были подготовлены к той реакции, которую этот момент
вызвал. Тысячи людей в соборе, в зале и снаружи стояли бездыханно.
Этот момент был одним из самых глубоких в моей жизни. Все упали
на колени перед мощами и тогда духовенство, безподобным мужским
хором в 200 голосов, с ликованием и вместе спело «Величаем тя, святителю
отче Иоанне!».
С того момента молящиеся уже не могли удержаться от слез. Я смотрел
вокруг себя и везде люди плакали от радости. Мы, особенно певчие,
старались сосредоточиться на песнопениях, но было невозможно быть
сдержанным - Владыка Иоанн действительно вернулся к своей пастве.
Наличие его мощей заставляло нас задуматься над его жизнью, его
чудесами, его трудами в Шанхае и Сан-Франциско, как он смог объединить
церковные силы и завершить постройки великолепных соборов. Между
песнопениями мы созерцали его мощи и опять появлялись слезы. Так
продолжалось всю всенощную. Хотя люди прикладывались к мощам с двух
сторон раки, тем не менее прикладывание заняло около 4-х часов времени.
Народ кланялся, рыдал, целовал мощи, прикладывал иконки и четки
к стеклу раки. Большинство людей прибыло в собор к 2 ч. дня и вот,
9 часов спустя, им не хотелось уходить.
В соборе три алтаря и поэтому была возможность совершить три литургии
в субботу 2 июля - в 2 ч. ночи, в 5 ч. утра и главная литургия в
7 ч. 30 мин. утра. На меня выпала честь вместе с Петром Алексеевичем
Фекулой управлять двумя хорами на первой литургии. Первая литургия
пелась всенародно по-славянски и по-английски. Мы с Петром Алексеевичем
заранее приготовили 70 ксерокопий текстов и нот, думая, что на ранней
литургии будет около 300 человек. Надо же людям выспаться. Мы ошиблись.
Было больше 1000 человек и около 700 из них причастилось. После
торжественной всенощной, теперь, однако, казалось все очень спокойным.
Весь храм пропел Евхаристический канон в унисон знаменным распевом
и мы ощутили особый незабываемый до сих пор мир на душе. После 22-х
часов в храме, я отправился домой, чтобы немного отдохнуть.
Большинство духовенства служило на поздней литургии, но почти все
священники и богомольцы, которые были на ранних службах, вернулись
к концу поздней службы, чтобы принять участие в молебне и крестном
ходе - такого крестного хода в условиях русского рассеяния я не
видел. Тысячи людей вышли из собора на улицу. Духовенство на специальных
носилках несло раку с мощами святителя Иоанна. Из окон домов многие
люди выглядывали и невольно кланялись видя крестный ход с мощами.
Я был умилен видеть как наш священник из Уганды нес одну из Чудотворных
икон. Когда я с хором вошел обратно в собор я был удивлен, что собор
полон людей.
После богослужения у меня была возможность принять участие в трапезе
устроенной в огромном зале в центре Сан-Франциско. За трапезой,
в которой приняло участие около 1500 человек, мы делились своими
впечатлениями и переживаниями. Я смог встретиться с нашими архипастырями,
пастырями, монашествующими и братьями и сестрами во Христе, многих
из которых я не видел больше 15 лет. У меня была возможность с некоторыми
пообщаться. У многих цель приезда в Сан-Франциско совпадала с моей
- получить духовное подкрепление и направление в наше сложное и
трудное время. Мы вспомнили многих из тех, которые по состоянию
здоровья, не смогли прибыть на это торжество, например о. архимандрита
Киприана. Мы не забыли и тех, кого больше с нами нет, но благодаря
которым мы в течение всей своей жизни остались близки к Церкви.
Вероятно, без них мы бы не участвовали в этом торжестве. Мы задумались,
насколько важно было наше воспитание в Православии с детства, насколько
важно, что наши родители нас возили в монастырь в Джорданвиль и
учили нас понимать нашу веру. Мы также обратили внимание на то,
сколько детей приняло участие в богослужениях прославления - на
хорах, прислуживая в алтаре и стоя в храме со своими родителями.
Некоторые паломники были опечалены, что их дети не смогли приехать
на торжество. Один местный священник мне рассказал, что после ранней
литургии он вернулся домой и был готов разговляться - есть яйца,
куличи и колбасу, а затем он сообразил, что это не Пасха, а еще
Петровский пост.
Вечером, перед всенощным бдением, рака с мощами была перенесена
с середины собора и установлена в сени с правой стороны храма. В
течение последующих дней паломники не разъезжались, а продолжали
приходить на богослужения и прикладываться к мощам. Настало время
и мне последний раз приложиться к мощам и попрощаться со всеми.
По пути домой в самолете я только мог думать о дивной неделе проведенной
в Сан-Франциско и мне стало грустно, что все закончилось. Затем
я вспомнил проповедь произнесенную Владыкой митрополитом Виталием
много лет тому назад. Он говорил, что после Пасхи мы возвращаемся
к своей обыкновенной, серой жизни, но что нам позволяет эти дни
выжить и провести - это воспоминание о Пасхе и той светлой радости,
которую она нам приносит. Те из нас, которые сподобились быть в
Сан-Франциско в эти дни, всегда будем так вспоминать прославление
Владыки Иоанна. Святителю и чудотворче Иоанне, моли Бога о нас.
Чтец Георгий Скок, Торонто, Канада
«Русский пастырь» номер 20, 1994 г.
|