Святейший
Патриарх Тихон (+ 1925 г.)
Новогоднее слово
(К 80-летию со дня кончины)
От редакции: В этом году исполняется
80 лет со дня кончины святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси, кроткого и миролюбивого подвижника-исповедника, обличителя
безбожных гонителей, управлявшего Русской Церковью в самые трудные
для нее годы. Нижеследующее слово было сказано в Храме Христа Спасителя
в г. Москве перед началом новогоднего молебного пения 1/14 января
1918 г.
Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы!
Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства?
"На
всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим
себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде
нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть
город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь:
сойдем и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле" (Быт. 11, 1, 4-5,
7-8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно
планам Божественного домостроительства. "Сотворим себе имя"
- не напоминает ли это желание наших прародителей быть "яко
боги" (Быт. 3, 5)? Единый дотоле язык смешался в разные наречия,
и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг друга
и истреблявшие одно другое.
"Аще
не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано
встают и поздно просиживают" (Пс. 126, 12). Это исполнилось
в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию
нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами
и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ,
но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту
высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян:
вместо блага привносится горькое разочарование. Желая сделать нас
богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают
нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3, 17). Вместо так
еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они
сделали из нее жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие
в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь "Плач Иеремии",
невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.
Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления,
как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала
одинока как вдова, великий между народами князь над областями делается
данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него
утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют,
и враг простер руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи,
и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла
нас. Весь народ воздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои
за пищу, дрова достает за большие деньги, и наследие наше переходит
к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подает им. Евшие сладкое
истаевают на улицах, и воспитанные в багранице жмутся к навозу (Плач.
1, 1-2, 5, 10-12; 2, 1-2; 4, 4-5; 5, 2-4). И это в стране, бывшей
житницей целой Европы и славившейся своими богатствами.
И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне
русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое
имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах?
Нет. Они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе,
а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени
Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и
разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны
были Слову Твоему (Плач. 1, 18).
Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за
обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились
вином свободы, - и так, чтобы всего этого достать как можно больше,
взять именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том,
что преходит, - "прилежати же о душе, вещи бессмертней",
совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании "храмин и
житниц" постигает неудача. Церковь осуждает такое наше строительство,
и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого
до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго
не может быть сделано (Иоан. 15, 5), пока не обратимся к Нему всем
сердцем и всем помышлением своим (Матф. 22, 37). Теперь все чаще
раздаются голоса, что не наши замыслы и строительные потуги, которыми
мы были так богаты в мимошедшее лето, спасут Россию, а только чудо,
- если мы будем достойны этого.
Будем же молить Господа, чтобы Он благословил венец наступающего
лета Своею благостью, и да будет оно для России лето Господне, благоприятное
(Ис. 61, 2).
|