О
СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ КОМИССИЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА И РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЦЕРКВИ
Основываясь на общей православной вере в Господа и Спасителя нашего
Иисуса Христа и верности общему каноническому Преданию Русской Православной
Церкви, действуя в соответствии с поручением, которое было сформулировано
в ходе собеседований, состоявшихся под председательством Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве 17–18 мая 2004
года в ходе визита делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой
Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским
Лавром, Комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной
Церковью и Комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским
Патриархатом на совместных заседаниях в Москве (22–24 июня и 17–19
ноября 2004 года), в Мюнхене (14–16 сентября 2004 года) и в Париже
(2–4 марта 2005 года) подготовили проекты ряда документов, одобренных
впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской
Зарубежной Церкви.
Заявления "Об отношениях Церкви и государства" и "Об
отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным
организациям" отражают общее понимание этих принципиальных
вопросов как Русской Православной Церковью, так и Русской Зарубежной
Церковью.
Проект Акта о каноническом общении определяет канонический статус
исторически сложившейся совокупности епархий, приходов, монастырей,
братств и других церковных учреждений Русской Зарубежной Церкви
как неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви,
действующей на началах, подобных тем, которые предусмотрены Уставом
Русской Православной Церкви в отношении Самоуправляемых Церквей
на территории Московского Патриархата. Вступлением в силу предлагаемого
Акта восстанавливается полнота канонического общения внутри единой
Поместной Русской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом
Московским и всея Руси.
Согласно разработанному проекту, Русская Зарубежная Церковь самостоятельна
в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных,
имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах Русской Зарубежной
Церкви осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем
(Первоиерархом) на основании Положения о Русской Зарубежной Церкви.
Согласно каноническому порядку Православной Церкви, решения, выходящие
за пределы компетенции Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви,
принимаются по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси
и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Вышестоящей инстанцией
церковной власти являются Поместный и Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви, решения которых, как и решения Священного Синода
Русской Православной Церкви, действуют в Русской Зарубежной Церкви
с учетом особенностей, определяемых Актом о каноническом общении,
Положением о Русской Зарубежной Церкви и законодательством государств,
в которых она осуществляет свое служение. Архиереи Русской Зарубежной
Церкви являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской
Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях
Священного Синода. Русская Зарубежная Церковь получает святое миро
от Патриарха Московского и всея Руси.
В соответствии с Актом о каноническом общении, отдельные дополнения
и изменения должны быть внесены в главу VIII Устава Русской Православной
Церкви ("Самоуправляемые Церкви"), а также в Положение
о Русской Зарубежной Церкви.
Комиссиями Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви
рассмотрен также вопрос об отношении к многочисленным официальным
заявлениям, постановлениям, посланиям и прочим документам, изданным
Предстоятелями Московского Патриархата или Русской Зарубежной Церкви,
а также органами церковной власти в Отечестве и за рубежом в течение
тех десятилетий, когда каноническое общение между Московским Патриархатом
и Русской Зарубежной Церковью отсутствовало. Некоторые из этих документов
включают канонические прещения или иные выражения канонического
непризнания иерархии и благодатной действительности церковной жизни,
находящейся по ту сторону разделения. В связи с этим предлагается
при вступлении в действие упомянутого Акта объявить утратившими
силу все ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического
общения.
Кроме того, по вопросу об отношениях Церкви и государства разъясняется,
что Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденные
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, принимаются
и Русской Зарубежной Церковью в качестве документа, верно отражающего
учение Церкви о ее взаимоотношениях с государством и обществом.
Документы отдельных иерархов и органов церковной власти, возникшие
в период существования Церкви в условиях враждебных ей тоталитарных
режимов как в Отечестве, так и в зарубежье, и не выражающие подлинного
голоса Церкви Христовой, признаются утратившими силу или недействительными.
Продиктованные чрезвычайными обстоятельствами, они не могут рассматриваться
в качестве нормы церковного понимания. К числу воспринимаемых таким
образом документов относятся, например, "Послание к пастырям
и пастве" (так называемая "Декларация") 1927 года
и Пасхальное послание Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви 1942
года.
Дополнительные разъяснения в отношении "Послания к пастырям
и пастве" даны Комиссиями Московского Патриархата и Русской
Зарубежной Церкви в Комментарии к совместному документу "Об
отношениях Церкви и государства".
Комиссии приняли к сведению, что Священноначалие Русской Зарубежной
Церкви 17 ноября 2004 года обратилось к так называемому "Синоду
противостоящих" в Греции с предложением о нормализации отношений
со своими Поместными Церквами. До настоящего времени положительного
ответа на это обращение не получено. Однако в поступившем от "Синода
противостоящих" письме, датированном 24 октября 2004 года,
указано, что фактически каноническое общение с Русской Зарубежной
Церковью уже прекращено и не может быть восстановлено при продолжении
курса на ее примирение с Московским Патриархатом. Окончательное
урегулирование этого вопроса ожидается до осуществления Акта о каноническом
общении.
На совместных заседаниях в предварительном порядке был рассмотрен
также вопрос о статусе клириков, которые перешли из одной юрисдикции
в другую, находясь под каноническими прещениями. С целью дальнейшей
проработки этой проблемы и представления предложений Священноначалию
образована отдельная подкомиссия, деятельность которой продолжается.
Комиссии признали, что восстановление полного единства организационных
структур Русской Православной Церкви за пределами ее канонической
территории является желанной целью, к которой следует стремиться.
Однако необходимо принимать во внимание исторически сложившиеся
реальности, обусловленные длительным разделением. Поэтому в дальнейшем
устроении жизни единой Русской Церкви необходимо применять подобающую
икономию и пастырскую осмотрительность, постепенно развивая пастырское
взаимодействие в странах русского рассеяния при особом попечении
Священного Синода Русской Православной Церкви и Архиерейского Синода
Русской Зарубежной Церкви.
В том же духе икономии и пастырской осмотрительности Комиссии предлагают
действовать при выработке канонически правомерного решения вопроса
о существующих сегодня епархиях и приходах Русской Зарубежной Церкви
на канонической территории Московского Патриархата. Достижение такого
решения рассматривается в качестве одного из условий восстановления
евхаристического общения и канонического единства внутри единой
поместной Русской Православной Церкви.
|