СТАТЬИ И ПРОПОВЕДИ
 

История Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (Часть 3-я).

Новохиротонисанный епископ Виталий, уезжая в Америку в 1934 г., назначил архимандрита Серафима (Иванова; + 1987 г.) своим заместителем. Архимандрит Серафим, ставший впоследствии Архиепископом Чикагским и Детройтским, родился 1-го августа 1897 г. Родители его – Георгий и Вера позаботились о хорошем образовании сына, который окончил Курскую классическую гимназию и затем учился год в Московском университете. В 1916 г. он пошел добровольцем на фронт и участвовал в составе 1-го Сибирского корпуса. В дальнейшем он был участником Добровольческой армии – сначала в составе Корниловского полка, а затем в Марковской артиллерийской бригаде. После эвакуации будущий Владыка Серафим оказался в Белграде, где стал интересоваться богословием. Здесь он окончил сначала философский, а затем и богословский факультеты. В 1926 г. во время посещения Святой Афонской горы, в русском Пантелеимоновском монастыре, в день памяти преподобного Серафима Саровского, он был пострижен в монашество. В том же году будущий Святейший Патриарх Сербский Варнава (+ 1937 г.) рукоположил его во иеродиаконы и вскоре во иеромонахи. В 1928 г. иеромонах Серафим был принят в число ладомировского братства.

Под руководством отца Серафима братство много потрудилось на миссионерском поприще, печатало богослужебные книги, религиозно-просветительную литературу, церковные календари и другие книги, а также и газету «Православная Русь», редактором которой и был архимандрит Серафим. Во время Второй мировой войны архимандрит Серафим напечатал огромное количество книг. Собирая средства на это дело, он ездил в Болгарию. Он надеялся, что со временем ему удастся доставить богослужебные книги и, вообще, всякую церковную и просветительную литературу в Россию. Труды братства способствовали развитию церковной жизни в трудных беженских условиях, ибо все новооткрывшиеся церкви в беженских лагерях и других местах снабжались напечатанными ладомировским монастырем книгами. Многих трудов стоила и эвакуация братства преподобного Иова Почаевского из Ладомировой на Карпатах; сначала пришлось остановиться в Германии, а после войны братия перебралась в Швейцарию. Здесь в начале 1946 г. отец Серафим на основании указа Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви был хиротонисан во епископы Блаженнейшим митрополитом Анастасием и архиепископом Иеронимом.

В том же году монашеская братия во главе с епископом Серафимом прибыла в США в Свято-Троицкий монастырь. Единогласным решением объединенной монастырской братии и утверждением архиепископа Виталия, настоятелем Свято-Троицкой обители был избран епископ Серафим. Им же было восстановлено печатание церковно-общественного органа «Православная Русь» и возглавлена монастырская типография. Вскоре же по сем в монастырь прибыл иеромонах Константин (Зайцев; + 1975 г.), ставший редактором «Православной Руси» и проявивший себя на этом послушании как «бескомпромиссный ревнитель церковной правды» («Прав. Русь», Ь 22, 1954 г.).

В 1948 г. архиепископ Виталий возглавил монастырь, а епископ Серафим стал заниматься подготовлением точки опоры для Архиерейского Синода в США. Владыка Серафим выхлопотал у князя Белосельского в дар Русской Зарубежной Церкви загородное имение в Магопаке и переехал туда, устроив Ново-Коренную Пустынь, и собрал там свою небольшую братию. Таким образом, когда митрополит Анастасий с Архиерейским Синодом прибыл в США, у него была готова база для дальнейшей деятельности.

В том же 1948 г. был освящен пещерный храм преподобного Иова Почаевского, находившийся в нижней части строившегося монастырского собора. Церковно-всенародное торжество великого освящения собора, состоявшееся 13/26-го ноября 1950 г., возглавил Блаженнейший митрополит Анастасий в сослужении сонма епископов и священнослужителей при весьма многолюдном стечении богомольцев, приехавших со всех концов Северной Америки. На малом входе за Божественной литургией строитель-игумен Пантелеимон был возведен в сан архимандрита.

«Однако, – говорил архиепископ Виталий, – и на том еще не конец Божиим к нам милостям. Мы, уже видящие закат нашей жизни здесь, с беспокойством думаем: а что-же будет после нас с делом, на которое мы отдали все свое время и силы? Откуда возьмутся работники на смену нам на ниве Христовой?... Так вот случилось совершенно невероятное для нас дело: Промыслом Божиим, через посредство добрых людей, – у нас открыта и функционирует Троицкая Православная Семинария для подготовки кандидатов монастырского и приходского духовенства... Остается только с нашей стороны долг – отдать все оставшиеся силы на эту подготовку работников на ниве Православной Церкви» («Прав. Русь», Ь 22, 1948 г.). Указом своим за Ь 2670 от 30-го сент./13-го окт. 1948 г. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви благословил открытие Свято-Троицкой Духовной Семинарии, признанной штатом Нью-Йорк высшим учебным заведением. Ректором семинарии являлся сам архиепископ Виталий, Деканом – Н.Н. Александров. В 1952 г. Преосвященный Виталий передал свою ректорскую должность архимандриту Аверкию (Таушеву; + 1976 г.), получившему высшее богословское образование в Болгарии и придерживавшемуся строго-православного пути в богословии.

АРХИЕПИСКОП АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ; + 1976 г.)

Преосвященный архиепископ Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) родился 19-го октября 1906 г. в Казани в семье дворянина Симбирской губернии Павла Сергеевича Таушева и его жены Марии Владимировны. «Род службы отца, вспоминает Владыка о своем детстве, был причиной того, что нам постоянно приходилось быть в поездках по России, и я благодарю Бога за то, что, хотя и рано пришлось мне покинуть горячо мною любимую Родину (в 1920 г.), но я все же повидал ее и глубоко запечатлел в своем детском сердце... Воспоминания эти о наших путешествиях по России кажутся теперь мне каким-то сном, и никогда до смерти моей не изгладятся из памяти... Незабываемо для меня посещение священного Кремля в «сердце России» – первопрестольной Москве с его святынями, начиная с Успенского собора, где короновались наши Государи и настоловались Первосвятители Русской Церкви, Троице-Сергиева Лавра со святыми мощами «печальника Земли Русской» преподобного Сергия, Киево-Печерская Лавра, Александро-Невская Лавра с Петропавловским собором, Исаакиевским и Казанским собором и храмом «Спаса-на-Крови» в Санкт-Петербурге. Не хочется верить, что теперь это только «музейные» ценности, что не воскреснет бившая там прежде ключем церковно-народная жизнь»!

Любимым занятием юного Александра было чтение душеполезных книг, хранившихся в громадном шкафу у отца в кабинете. Уже в отроческие годы подсознательно созревало у него мысль проводить жизнь монашескую, отрешенную от светской жизни, в которой он ничего не видел привлекательного. В 1914 г. грянула Первая мировая война, в начале которой чувствовался огромный патриотический подъем. Незабываемое впечатление осталось у приснопамятного Владыки от приезда во Львов Царя-мученика Николая Александровича с Наследником. «Это был единственный раз в моей жизни, когда я видел нашего Благочестивейшего Государя и Его сына и притом – на довольно близком расстоянии. Какой общий восторг вызвало появление Государя и Наследника! Какое несмолкаемое «ура» гремело по всей огромной площади, где выстроились войска»!

После многочисленных мытарств по России в годы революции, семья Таушевых в начале 1920 г. покинула Россию и оказалась в большом болгарском порту города Варны. За год до окончания открывшейся здесь русской гимназии, в Варну приехал архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан, встреча с которым, как вспоминает Владыка Аверкий, «окончательно решила мою дальнейшую участь: я твердо, без малейших сомнений или колебаний решился стать на путь монашеской жизни». Окончив гимназию с золотой медалью, Александр поступил на Богословский факультет Державного Университета в Софии. Успешно выдержав все испытания, он получил диплом с высшим баллом.

«Что мне было делать дальше? Мог я получить какое-нибудь место в Болгарской Церкви, но мне хотелось принять монашество и послужить именно нашей Русской Церкви, трудиться на духовном поприще для нашего родного русского народа. Я регулярно получал газету «Православная Карпатская Русь», и вот у меня явилось намерение отправиться на Подкарпатскую Русь – тогда это была Чехо-Словакия, – где происходило в то время стихийное возвращение масс порабощенного и угнетенного в течение ряда веков русского народа, оторванного от Матери-России, из насильственно-навязанной ему врагами унии с папским Римом в родную отеческую православную веру. Владыка архиепископ Феофан одобрил и благословил это мое намерение и даже дал мне некоторую сумму денег на дорогу, так как у меня и у моих родителей не было денег на покупку железнодорожного билета. Из Карпатской Руси, в ответ на мое письмо, я получил уведомление за подписью правящего епископа Иосифа о том, что я зачисляюсь на службу в Православную Епархию Мукачевско-Пряшевскую на должность помощника секретаря Епархиального Управления в городе Хуст».

19-го мая 1931 г. епископом Битольским Иосифом Александр был пострижен в монашество в Николаевском монастыре при селе Иза с наречением имени Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, а на следующее утро – рукоположен во иеродиаконы. В 1932 г. в праздник Благовещения в Девичьем монастыре на Домбоках близ с. Черленева, Мукачевского округа, епископ Мукачевско-Пряшевский Дамаскин совершил его рукоположение во иеромонахи. В июне того же года отец Аверкий был переведен в Николаевский монастырь для окормления приходов Нанкова и Боронявы, а в сентябре – определен помощником настоятеля прихода в Ужгороде. Вскоре, настоятель этого прихода отошел в лучший мир, в результате чего иеромонах Аверкий вступил в исполнение обязанностей настоятеля. Указом епископа Дамаскина от 7-го августа 1935 г. отец Аверкий был назначен ответственным редактором «Православного Карпаторусского Вестника», а через год – преподавателем Закона Божия в Державной Реальной Гимназии, в русских и чешских Державных Гражданских и Народных школах г. Ужгорода. На Пасху в 1937 г. – возведен в сан игумена. В декабре 1938 г. – назначен настоятелем прихода в Мукачеве, администратором части Мукачевско-Пряшевской епархии в Венгрии и заведующим Архиерейской резиденцией и епархиальным имуществом в г. Мукачеве. В 1939 г. – определен первым референтом Епархиального Управления.

В 1940 г. отец Аверкий был вынужден покинуть Карпатскую Русь и прибыл в Белград, где преподавал Пастырское Богословие и Гомилетику на Миссионерско-Пастырских курсах, вел курс лекций о духовной жизни в Русском Доме, организовывал религиозно-просветительные собрания, как то: «День Русской Славы» в память святого и равноапостольного великого князя Владимира, юбилейные собрания в память 1600-летия преставления святителя Николая, 50-летия кончины епископа Феофана Затворника и др. Здесь будущий Владыка состоял на службе при Блаженнейшем Митрополите Анастасии, Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви, и являлся хранителем Коренно-Курской Одигитрии Русского Зарубежья, творившей многочисленные чудеса и утешавшей русских изгнанников в трудные для них годы Второй мировой войны.

В 1945 г. отец Аверкий вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви прибыл в Мюнхен. Здесь он продолжал заниматься религиозно-просветительной деятельностью, в течение шести лет состоя законоучителем старших классов в двух гимназиях: в гимназии «Милосердный Самарянин» в Мюнхене и в «Гимназии бесподанных» в одном из беженских лагерей, а также на курсах сестер милосердия при доме «Милосердный Самарянин». В Синодальном же Доме в Мюнхене отец Аверкий вел систематический курс лекций по изучению святоотеческих творений и многократно выступал с докладами на богословские, церковно-исторические и духовно-нравственные темы.

В 1951 г., в связи с назначением на должность Председателя Миссинерско-Просветительного Комитета при Архиерейском Синоде, отец Аверкий прибыл в США и был привлечен архиепископом Виталием к преподаванию при Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвилле. «Тогда, в первые годы нашего прибытия в Америку, – вспоминает Владыка, – еще велико было общее воодушевление: ключем била наша церковная жизнь, возникали все новые и новые церковные приходы, строились храмы, основывались религиозно-просветительные и церковно-благотворительные организации, как например, Владимирские кружки молодежи, Фонд имени приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского (еще до его прославления), часто устраивались, то тут, то там, съезды и многолюдные церковные торжества, чувствовался религиозный подъем среди масс верующих, обретших тут спокойное, мирное и более или менее обеспеченное существование, храмы весьма усердно посещались».

Отец Аверкий, будучи архимандритом, а затем, и в архиерейском сане, вел большую и энергичную работу в качестве духовного руководителя движения «Свято-Владимирской Молодежи», созданного с целью «помочь нашей русской молодежи выработать себе правильное православное и национально-русское миросозерцание, с тем, чтобы оно стало руководящим началом жизни».

На Духов день 1953 г. состоялась его архиерейская хиротония в соборном храме Свято-Троицкой обители. 12-го мая 1960 г., по истечении сорока дней со дня кончины Преосвященного Аввы архиепископа Виталия, на общем монастырском собрании, состоявшемся по благословению митрополита Анастасия, епископ Аверкий был избран и утвержден настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Это нелегкое бремя Владыка нес до самой своей кончины в апреле 1976 г.

В 1974 г. Владыка Аверкий и монастырская братия принимали участников III Всезарубежного Собора, проходившего в стенах святой обители.

За 24-летнее пребывание приснопамятного Владыки Аверкия в должности Ректора, Свято-Троицкая Духовная Семинария дала Русской Зарубежной Церкви около сотни клириков, которые заменили собой отошедших в жизнь вечную старых пастырей. Помимо своих основных обязанностей Настоятеля монастыря, Владыка Аверкий вел большую педагогическую работу в семинарии и принимал живое участие в издании журнала «Православная Русь», печатая в каждом номере свои архипастырские поучения и статьи. Издательством Свято-Троицкого монастыря были выпущены следующие письменные труды покойного Владыки:

1) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета (в двух томах);
2) Руководство по Гомилетике;
3) Истинное Православие и современный мир (сборник статей и речей);
4) Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан;
5) Современность в свете Слова Божия. Слова и речи (в 4-х томах);

и многочисленные брошюры на богословские, церковно-исторические и религиозно-нравственные темы.