Архиепископ
Аверкий
Уголок Святой Руси
Праздник Пятидесятницы, или Троицын-день, как его обычно называли
у нас в народе, является престольным праздником Свято-Троицкого
монастыря в Джорданвилле в штате Нью-Йорк. На этот праздник ежегодно
стекается в монастырь множество богомольцев - обычно несколько сотен
со всех концов Северной Америки, в последние годы особенно много
из Канады, из Калифорнии, а нередко - даже из Южной Америки, из
Европы, а бывало - и из Австралии и Новой Зеландии. И вот под впечатлением
того, что они видели и слышали в монастыре, начиная с уставных богослужений
и кончая всей бытовой обстановкой и общением с братией, они дали
Свято-Троицкому монастырю выразительное наименование - "Уголок
Святой Руси", широко распространившееся по всему русскому зарубежью.
Это, конечно, весьма высокая похвала для монастыря, которая должна,
однако, побуждать братию не гордиться ею, а всеми силами стараться
быть достойными ее. Вместе с тем это название ясно указывает, в
чем верующие русские люди, рассеянные ныне по всему свету, видят
главную ценность Свято-Троицкого монастыря.
В том, что в нем сохраняется дух, язык и традиции прежних русских
монастырей, украшавших некогда нашу родину - Святую Русь. А Святая
Русь это не мечта, не воображение, как почему-то думают некоторые
недоброжелатели нашего православного отечества, и среди самих русских,
которых можно назвать "иванами непомнящими родства", и
среди враждебно настроенных к нам иностранцев. Святая Русь была,
жила и продолжает еще жить в душах многих русских людей, не отрекшихся
от своего русского имени, от всего своего родного святорусского
прошлого. И это вовсе не есть какой-то греховный "национализм"
или какая-то "политика", неуместная в Церкви и религиозной
жизни, как любят утверждать это некоторые современные лже-мудрецы,
отвергающие право на существование Русской Церкви за пределами нашего
порабощенного теперь лютыми богоборцами отечества. Нездоровый и
действительно греховный национализм, называемый обыкновенно "шовинизмом",
был всегда глубоко чужд душе каждого истинно-русского православного
человека. Любовь к России, к русскому народу, к нашему многовековому
историческому прошлому у нас самым тесным образом связана с любовью
к истинно-христианской вере - к святому Православию, которое духовно
воспитало русский народ и дало ему подлинно-великую православную
культуру, перед которой преклоняются лучшие, наиболее возвышенно-настроенные
люди всего мира. Русский человек еще от времен своего Просветителя
святого равноапостольного Князя Владимира так глубоко воспринял
сердцем святую православную веру, что для него "Православие"
и "Русскость" стали как бы синонимами - однозначущими
словами. И только неосторожное, чрезмерное сближение с давно-отпавшим
от Православия Западом вызвало губительную трещину в сознании русского
человека и, в конце концов, привело к той ужасной кровавой катастрофе,
которая постигла Русскую Землю.
Рассеяние православных русских людей по всему свету, конечно, имеет
и провиденциальное значение. Только теперь на Западе стали по-настоящему
знакомиться со святой православной верой и Церковью от русских беженцев,
не потерявших еще своей веры и не ушедших от своей Русской Церкви
"на страну далече". И вот мы наблюдаем весьма отрадный
факт принятия многими уже иностранцами и иноверцами святой православной
веры. И тут есть одна опасность, о которой всегда необходимо помнить
и их предостерегать.
Главная добродетель православно-христианской веры есть смиренномудрие.
И вот потому, чтобы стать православными по-настоящему, по духу,
а не только формально, надо принимать Православие смиренно, а не
с горделивым сознанием своей "хорошести", с превозношением
достоинствами своего собственного "я", а наоборот - с
сознанием своего ничтожества, своего глубокого убожества и искренним
желанием учиться, чтобы стать не по имени только, а и по духу православным.
Для этого надо глубоко проникнуться подлинным духом Православия
- не модернизированного, не реформированного, а Православия истинного.
Это нелегко дается иностранцу, принимающему святое Православие,
поскольку он родился, жил и был воспитан в совсем иной обстановке,
с иным духом, более или менее Православия чуждым. Вот почему такому
принимающему святое Православие иностранцу весьма важно не только
не пренебрегать почти тысячелетней православной русской культурой
с ее языком и бытом, а наоборот всячески знакомиться и духовно сближаться
с ней. Ведь у себя, оставаясь замкнутым в своей национальной среде
и сторонясь православной культуры и православного быта, он Православию
не научится и не сможет стать настоящим православным по духу, что
самое важное, ибо Православие, это не одни лишь голые догматические
истины, а дух и жизнь, как учил Сам Господь Иисус Христос о преподанном
Им Своем Божественном учении (Ин. 6, 63). Здесь весьма существенно
отметить, какое сильное влияние в благотворном смысле может оказать
русская культура: многие иностранцы, заинтересовавшиеся русской
культурой и начавшие изучать ее, приходили через это изучение к
Православию и нередко становились православными, да еще какими ревностными
- даже более многих современных русских людей.
И наоборот: утративший свою "русскость" православный русский
человек часто теряет и свое православие, легко изменяя ему и переходя
в иные веры, а то и вовсе становится безверным, что нам весьма часто
приходится наблюдать за границей. Те, кто за границей "обезличились",
потеряли свое русское лицо, слившись с окружающей их средой или
совсем отпадают от Православной Церкви или сохраняют только чисто-формальную
принадлежность к ней, становясь более или менее чуждыми святой православной
вере, ее духу, ее вековым установлениям, обычаям и традициям.
Весьма характерно и то, что иностранцы, принимающие Православие,
но в то же время чуждающиеся православной русской культуры, свысока
смотрящие на нее и считающие, что им, как не-русским, можно пренебрегать
ею, очень часто сбиваются с пути, начинают изобретать какое-то свое
собственное "православие" и создают даже свои своеобразные
"секты", в которых ничего православного, кроме названия,
нет. Такие случаи нам хорошо известны.
В силу всех этих вышеуказанных фактов и соображений, нам чрезвычайно
важно беречь наш Свято-Троицкий монастырь, именно как "уголок
Святой Руси", ибо если он перестанет быть таковым, и от Православия
в нем может постепенно ничего не остаться, и сделается он воистину
"солью обуявшей", чего да не будет!
А опасность велика! Старшие братья, еще помнящие нашу прежнюю Святую
Русь и носящие в себе более или менее дух православной русской культуры,
стареют, дряхлеют и уходят в иной мир, а смены очень мало, слишком
недостаточно для того большого дела внутренней и внешней миссии,
которую Свято-Троицкий монастырь жертвенно и самоотверженно выполняет,
помышляя отнюдь не о каких-либо своих личных интересах и выгодах,
а исключительно о торжестве истинной веры и Церкви в современном
Богооступническом мире - о торжестве Святого Православия, которому
одному только наша братия преданно и беззаветно служит.
Вот в нынешний великий день нашего престольного праздника мы и обращаемся
ко всем православным русским людям, которым дорога наша святая православная
вера, с горячим призывом - вступать в ряды нашего духовного воинства,
поборающего за святое Православие, пополнять нашу братию, у кого
действительно есть ревность о славе Божией, о Христе Спасителе нашем
и об истинной вере во Христа и добрая воля, самоотверженно, не ища
"своих си", послужить нашей Святой Церкви - Церкви истинно-православной,
среди всего этого ужасающего духовного мрака, все более и более
окутывающего весь современный мир.
Из
поучения на праздник Святой Троицы (1975 г.).
|